Советы начинающим писателям
Писательский путь у всех авторов складывается по-разному.
Кто-то пишет не задумываясь, легко и непринужденно. Кто-то страдает над каждым абзацем, но упрямо добивается своего.
А кто-то до сих пор думает, надо ли ввязываться в писательскую авантюру и что понадобится для работы.
«Школа вдохновения» подобрала для начинающих советы, которые пригодятся каждому – и тому, кому легко, и тому, кто только-только решился.
- Читайте.
Книги – это главные учителя. Любые. И современные жанровые, и классика. В любой книге есть общие элементы, которые необходимо освоить: сюжет и его построение, образы персонажей и героев, диалоги и описания.
«Я научилась писать, читая книги, которые хотела бы написать сама».
Барбара Кингсолвер
Причем читать книги надо не по-читательски – начал и улетел в новый мир, сидишь и смотришь «кино». Нет, читать надо по-писательски. Наблюдать, как автор:
– строит образ героя (представление, авторские пометы, отношение персонажей, поступки, выбор, изменение характера с преодолением трудностей);
– создает описания или диалоги (прочитали страницу описания на одном дыхании – вернитесь и перечитайте: какие используются предложения, длинные или короткие, с придаточными или без);
– развивает интригу и конфликт (где и как они завязываются, как автор поддерживает напряжение – какими событиями, как доводит до кульминации);
– представляет мир.
И так далее.
Плюс чтение – это новая информация, что всегда является дополнительным источником свежих идей.
- Пишите.
Пишите постоянно. Можно изучить тонны теории по литмастерству, но писать научит только практика. Это как в любом спорте: на коньках или лыжах можно научиться кататься, только когда встанешь и поедешь. Упадешь. И снова встанешь и поедешь.
Пишите разное – короткие заметки, блоги, части больших произведений. Всё пригодится. Главное – постоянно быть на связи со словом, чтобы выработалась привычка.
- Обучайтесь и развивайтесь.
Теория по литмастерству лишней не будет, да. Ибо несолидно (и стыдно) писателю не знать, например, что такое сюжет, через какие фазы развития он проходит и чем отличается от фабулы. Важно всё: и общая теория литературы, и советы гуру.
Кроме того, важно просто развиваться – читать и смотреть познавательное, набираться знаний об особенностях жанра, который вы выбрали для работы (история и культура при историческом романе, мифология – при фэнтези).
- Найдите (или изучайте и развивайте) творческие привычки.
Это очень важный момент. Творческие привычки помогают быстрее отключаться от проблем реальности, переводя автора в режим «сейчас сяду и как напишу…»
Обдумывание сцены за обедом или мытьем посуды, рисование, простенькие игры типа «три в ряд» или «косынка», любимая музыка – всё это в привязке к «сейчас напишу» помогает собраться с мыслями и вработаться.
Наблюдайте за собой, отмечайте, после чего получается забыть о бытовых проблемах и начать писать – и находите привычки, и, конечно, привыкайте. Это существенно экономит время и силы, которые без привычек тратятся только на «собраться с мыслями» в невообразимых количествах.
- Научитесь планировать свое время.
Семейному и работающему человеку бывает трудно найти свободный и спокойный час-другой для написания. Чтобы этот час железно находился, научитесь планировать свое время. Контролируйте время в соцсетях, играх и телефонных разговорах. Жестко ограничивайте пустопорожние посиделки в интернете. Откажитесь от того, что не приносит реальной пользы (например, бесконечные просмотры ежевечерней политики).
Чтобы что-то иметь, надо от чего отказываться. Или сокращать время занятия чем-то одним в пользу второго. Или научиться совмещать (и писать за политикой или в транспорте, да).
- Пробуйте новое.
Не зацикливайтесь на одном жанре, на изученном мире, на стандартных трендах или общеизвестных шаблонах типа «любовь с вампиром» или «честный пират». Экспериментируйте.
Читатели любят удивляться. И вы как читатель наверняка любите удивляться и читать у понравившихся авторов новые истории – с новыми же мирами и героями, а не бесконечные эпопеи или «переодевашки», когда под соусом «нового мира» подаются всё те же персонажи, интриги, конфликты и отношения, разве что цвет волос у героев другой.
Или нет? 😉
- Найдите бета-тестера. Или редактора.
Обязательно.
Бета – это человек, который будет тестировать вашу историю и указывать, что получилось, а что нет, что нравится, а что – не очень. И указывать, что вот тут косяк, вот это – нелогично, а это – неправдоподобно.
Бета-тестер – это свежий, непредвзятый взгляд на историю. Автор любит свою задумку, видит ее с одной стороны и ему всё нравится, даже откровенно «баянное», а бета – не любит (пока еще) и просто читает некий текст. И ему многое виднее, чем автору.
Бетами могут быть как читатели, так и писатели. Если беты не находятся ни в семье, ни среди друзей, можно поискать их в Сети (соцгруппы, литсайты) – таких же, как вы, новичков. И проводить взаимные тестирования, обсуждая истории друг друга.
С редакторами сложнее. Во-первых, хороших, которые готовы работать с начинающими писателями, мало. А во-вторых, работа хорошего редактора – даже если вы его найдете – стоит денег.
Зато и дать редактор может больше, чем бета. Потому что редактор работает профессионально и разбирает книгу всестороннее и по косточкам. А еще может подсказать, как исправить отловленные косяки минимальными усилиями.
- Читайте свои старые работы.
Если есть. И читайте вдумчиво, как чужое, бета-тестером, отмечая удачное и не очень.
На своем опыте учиться тоже надо, чтобы понять, что получается, а над чем надо серьезно поработать. Даже если стыдно и глаза б не видели эти древние, полные косяков рассказы, всё равно читайте. И правьте косяки. Так вы научитесь редактировать собственные тексты.
А если своего нет, читайте чужое, лучше всего тоже от новичков. Чтобы, опять же, научиться замечать неудачное, понимать, почему оно такое, и не совершать чужих ошибок. И учиться на удачных приёмах.
- Учитесь себя подавать – и продавать.
Это важно, если вы хотите заявить о себе, если у вас бездна идей и нравится писать. И ограничиваться одной книгой вы не собираетесь.
Заведите группу (паблик) или отведите под творчество личную страницу в соцсетях. Ищите в своих текстах интересные отрывки, подбирайте иллюстрации и публикуйте. Показывайте свою работу – и показывайте ее красиво, с хештегами, чтобы она нашла своего читателя и заразила желанием прочитать.
Заведите литературную страницу (сайтов – масса: литнет, продаман, фанбук и проч.). Изучите правила продвижения – и продвигайтесь. Не держите книги в столе: истории пишутся, чтобы их читали. Не стесняйтесь и пиарьтесь.
Конечно, на это тоже надо выделять время, но если вы любите залипать в соцсетях, то залипайте с пользой. Ищите группы для обмена репостами, дружите с начинающими и «продолжающими» авторами, создавайте творческие объединения (сейчас, кстати, многие объединяются – одна группа для творчества трех-четырех авторов привлекает больше читателей).
И знайте цену своему творчеству, учитесь продавать свои книги (тот же Литрес открыт для всех желающих).
- Не бойтесь.
Бояться надо или до, или после – или когда вы еще не начали, или когда уже закончили. Вам ведь не нужны ступоры? Нет, конечно.
Творчество – это ведь то, что в радость. Зачем же его бояться? 🙂 Творите.
И пишите с удовольствием! 😉
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).