Любовный роман: штампы, ошибки и советы по их исправлению

Любовный роман: штампы, ошибки и советы по их исправлению

Любовный роман в комментариях не нуждается – это жанр на все времена.

Зародившийся в Средневековье, в рыцарских романах о любви сильных мужчин и прекрасных дам, он видоизменялся, вбирая новые тенденции и реалии меняющегося времени, но всегда оставался неизменно популярным. И необходимым, как и его «родоначальница» – любовь.

И всё в нем хорошо, понятно и правильно, кроме одного – ошибок.

И даже не набивших оскомину штампов, нет. Штампы как «разновидность» архетипов имеют право на существование и использование – как метка, знак узнавания, чтобы быстрее помочь автору найти свою аудиторию.

Так, кому-то нравится любовь счастливая – и для таких читателей существует актуальные во все времена сюжеты о Золушке, Красавице и Чудовище. Кому-то интереснее любовь трагическая – как у Ромео и Джульетты. А кому-то хочется душераздирающих интриг – и любовных треугольников, и от ненависти до любви.

И использование таких сюжетов само по себе неплохо.

Плохо, когда автор не видит опасности, глупости (и так бывает!) в штампе, хватает его, принимая за знак качества (раз другие пишут, то и я напишу), и использует, не понимая, что штампует не только образы и отношения, но и ошибки (отсутствие того же здравого смысла хотя бы).

Разберемся подробнее.

 

Штамп 1: Принц и замарашка.

Красавец-начальник и скромная подчинённая, первый парень на деревне и серая мышка, звезда школы (университета) и заучка в очках – вариаций множество. А сюжет один: красивый, умный и богатый он внезапно влюбляется, едва ли не с первого взгляда (или случайного столкновения лбами при сборе рассыпавшихся документов), в ничем не примечательную ее.

Где здесь ошибка? В одном лишь слове – «внезапно». И так хочется спросить у дам-писательниц: вы реально в это верите? Что, окруженный красавицами и вообще чрезвычайно занятый собой, герой вдруг моментально влюбится в замарашку, «утонув в ее небесно-голубых глазах»? Или все-таки стоит подогнать под основу будущей любви немножко… фундамента с вкраплениями если не логики, то здравого смысла?

Да, они встретились. Да, стукнулись лбами – отметили существование друг друга. Да, она, вероятно, влюбилась – красавец-мужчина, почему бы и нет? И начала тихо страдать, что ему никогда ее не заметить, наблюдать за ним, отмечать, что он не только, зараза, красивый… А потом, по Золушке, бал, корпоратив, выпускной вечер. Накрашенная подругой, героиня, решив, что живем один раз, ринется охмурять, но в решительный момент (а вдруг, опять по штампу, девственница и ни-ни не готова?) сбежит. А он загорится – взыграет инстинкт охотника. Искать начнет. И найдет на свою голову. И на этом не закончится история, нет. Ее мало найти – надо понять, что в ней такого цепляющего. А это еще полкниги психологии отношений. И лишь потом – любовь и свадьба.

То же самое касается и штампа-перевертыша под кодовым названием «Принцесса и трубочист». Она – вся такая-растакая, он – весь такой никакой, зато в койку ее не тащит, за красивую душу любит и плечо для пореветь всегда подставит. Тут она резво влюбляется, а он резво исчезает, чтобы вернуться внезапным красавцем и миллионером. Но она обиделась и уже его не хочет. А он страдает и добивается-добивается…

И всё бы ничего, если не «внезапно», да.

И здесь логическую базу выстроить даже проще, чем писать полкниги психологии отношений. И она, эта база, ой как нужна, ибо, как известно, случайно даже кирпичи на голову не падают.

 

Штамп 2: Разлука ради разлуки, страдания ради страданий, секс ради секса.

Очень распространенный штамп. Героиня слышит странный разговор, в котором ей кажется – кажется! – что у ее парня есть другая. И вместо того, чтобы всё выяснить, она либо тихо и гордо, либо громко и со скандалом, собирает вещи и уходит к маме или лучшей подруге. Да, чтобы страдать.

Второй классический пример разлуки ради разлуки: героиня замечает, что ее парень и лучшая подруга странно друг другу улыбаются, о чем-то шепчутся (само собой, не о сюрпризе на день рождения героине), а итог тот же. Она уходит страдать, и гори всё синим пламенем.

То же самое касается и страданий ради страданий, когда «обида» яйца выеденного не стоит, но героиня будет упорно страдать полкниги; и секса ради секса, когда физиологические попытки сближения, как и их итог, с подробными описаниями повторяются через каждые десять страниц (а то и меньше). Неужто кроме этого героев ничего не интересует друг в друге? И неужто любовь не перевесит «обиду» и не подвигнет на откровенный разговор?

Всё должно иметь крепкую, хорошо обоснованную причину – разлуки, обиды, страдания и частые откровенные сцены. Всё. Хотя и звучит этот принцип ужасно скучно и неромантично.

 

Штамп 3: Непроходящий синдром «розовых очков».

Он ее прилюдно унижает и оскорбляет, а она его все равно любит. Иногда огрызается и пытается изобразить ненависть, а по ночам страдает и упрямо хочет. Или: она об него ноги вытирает, а он смиренно терпит и бежит на помощь по первому свистку – она же такая красивая и одинокая, кто же ей лампочку вкрутит кроме меня…

Думается, эти примеры даже разбирать подробно не стоит, и так всё понятно.

А авторам, у которых уже есть в текстах или на прицеле подобные отношения, хочется посоветовать:

покажите, за что любят и почему терпят. И пусть это «за что» и «почему» значительно перевесят унижения. И, само собой, «он такой красивый» или «хоть ей я буду нужен» не пройдут. А также неплохо объяснить причины поведения унижающей стороны – почему, за что?

 

Штамп 4: Предсказуемость.

Двое живут мирно и любят друг друга, но вдруг появляется третий и… Двое ссорятся, расходятся, и, конечно, она сразу же влюбляется в другого (или друг утешит, или первая школьная любовь нагрянет), но беременна она от первого, и начинаются метания. И так далее.

Уже по ссоре или появлению на безоблачном семейном горизонте конкурента сразу понятно, куда свернет сюжет, чем он продолжится и даже чем закончится.

И читать становится невероятно скучно, даже если метания и переживания прописаны интересно и эмоционально.

Не бойтесь добавлять непредсказуемости – в целях третьих лишних,  да. Занимайтесь глубокой и разносторонней проработкой образов с непредсказуемыми задачами и мотивами.

И, понятно, непредсказуемыми – не значит «заглянул в завещание, узнал, кто наследник, и айда за ним (за ней) на охоту».

 

Штамп 5: «Единственная моя» и моментальные перевороты в сознании.

Герой унижал героиню, обижал и ни в грош не ставил, она обиделась и ушла, и он тут же (внезапно, само собой) понял, что (елки-палки!) только ее одну и любил всю жизнь. А бывает, что он ее едва замечал, но тут она исчезла, и он сразу понял – вот же она, единственная-то…

Или: героиня всегда хотела карьеры и еще раз карьеры, плюс много денег на себя и никаких детей. Но появляется он, и она сразу же понимает: хоть в шалаш с ним, хоть пять детей сразу, лишь бы рядом на веки вечные, и черт с ней, с фирмой, на которую всю жизнь положила.

(Тут автор статьи нервно хмыкает: «Ну-ну… Остановись, мгновение, ты прекрасно…»)

А бывает ли оно так – мгновенно? Чтобы щелкнул пальцами и враз всё понял? «Единственность» бы тоже прокомментировать, но да ладно. Вдруг не выдумка. Но хорошо бы ее обосновать немного (тем же выбором, исходя из опыта), а то она, вся такая внезапная и в каждом втором романе, уже слегка надоела.

 

Штамп 6: Пафос вместо романтики.

« – Ты моя! – прорычал он». Что, правда?..))

« – Я тебя никому не отдам! – прошипела она». Да-а-а?))

« – Убери руки, подлец! – простонала она». Нет, правда, чего это он…))

«Взор ее затуманился, голова закружилась…» О, уже?))

« – Ты – мое счастье и свет, яркая и страстная, живая и прекрасная! Наша встреча – это судьба!» Ну конечно-конечно…))

И это еще без словосочетания всех времен и народов – известнейшего «нефритового жезла»!))

Честно, полные натужного пафоса выражения не на романтичный лад настраивают, а на ироничный, и не умилиться хочется, а посмеяться.

На заметку:

В Сети полно перлов из любовных романов, почитайте, не пожалеете. И настроение себе поднимете, и поймете, как НЕ надо писать. Никакие «девочки», «мои-твои» и прочее «прорычал» не придадут сценам романтики, если они повторяются в каждом романе и звучат искусственно. А именно так они и звучат, ибо в жизни мы гораздо сдержаннее в эмоциях, и уж точно не рычим и не стонем гортанно от одного прикосновения.

В общем, будьте внимательны к словам, не ведитесь на шаблонные фразы, которыми пестрят любовные романы, обдумывайте, логично прозвучит или нет, подойдет ли выбранное выражение для использования в реальной жизни – между обычными и реальными людьми.

Не всегда речевые штампы – эталон. Иногда это просто «понравилось», которое радостно и бездумно растащили по своим романам начинающие авторы.

И, да, остальных штампов это тоже касается.

Если вы мечтаете написать (или уже пишете) любовную историю, но то и дело:

  • сталкиваетесь с трудностями в разработке интриг и конфликтов, в создании оригинальных эмоциональных сцен,
  • мучаетесь со скучными описаниями и неживыми диалогами,

– то для вас запущен новый курс: «Как написать жанровый роман» (в двух частях).

Курс состоит из теории и упражнений. Первая часть курса – «Работа над замыслом», вторая – «Работа над черновиком».

В каждой части – 12 заданий, направленных на проработку основных романных элементов, от идеи до первых черновых сцен.

Приглашаем: https://school-of-inspiration.ru/courses/kurs-kak-napisat-zhanrovyj-roman

Удачной работы!

Поделиться:
Дарья Гущина

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Подпишись и получи
мини-книгу по стилистике, памятку и лекцию бесплатно
В нашей группе уже 5000 человеки мы дарим скидку подписчикам

Вступай в нашу группу в ВК и получи скидку 25% на все курсы и видеолекции!

Чтобы получить скидку просто введи промокод VK5000 при покупке любого товара.

Предложение действует до 22 сентября включительно!

0
Оставьте комментарийx
()
x