Писатели – это «приёмники», и им приходит большое количество информации, от случайных строчек «для чего-нибудь» до глобальных идей на эпичные трилогии и длинные серии. А вот времени мало – основная работа (как правило) или учеба, быт и дела повседневности отнимают до восьмидесяти процентов времени. И роман, который реально написать за шесть месяцев, пишется год-два.

А информация все прибывает и прибывает – обдумываются старые идеи, приходят новые…

И порой материала, записанного там, где настигнет творческая мысль, становится так много, что в нем путаешься и теряешься. И за новое взяться – руки чешутся, и старое жаль…
Как работать с приходящей информацией, чтобы ничего не потерять, как сохранить идеи, если на них нет времени? И как вести записи по историям? Куда записывать? Что записывать?

Итак…

Как собирать материал для будущих книг

1. Что записывать?

Все, что цепляет. В хозяйстве все сгодится – и случайные мысли, и зарисовки эпизодов, и цитаты великих людей, и потешные статусы в соцсетях. Все, что вызывает эмоции и желание обдумать, – ваше.

Некоторые мэтры советуют не записывать ничего, вообще. Дескать, все должно остаться в голове, «вариться» в подсознании и потом выдавать новые (или уточнять старые) идеи.

Отчасти такой подход верен – это тренировка памяти. Но у нас, работающих и занятых бытовыми делами пролетариев творческого труда, и без того мозг забит всевозможными «надо»: о том, что купить на ужин или постирать, когда забрать ребенка из детсада и так далее. А творческие мысли редко «уживаются» с бытовыми и встраиваются в список повседневных дел. И то, что кажется важным и ценным, лучше записать. И в подсознании оно останется, и идею подпитает, и точно не потеряется.

Если, конечно, у вас есть система ведения и хранения записей.

2. Куда записывать?

Записи ведутся так, как удобно. Удобно записывать «электронно» – в файлы телефона, планшета или компьютера – записывайте так. Главное, чтобы у всех файлов были говорящие названия («заметки», «для романа», «мысли», а не торопливое «документ 1») и все записи находились в одном месте – в одной «говорящей» папке, допустим, «Творчество», а не валялись по «Документам».

Я, например, все записываю от руки: на каждый роман выделяю по блокноту плюс для «чего-то», то есть случайных мыслей, тоже есть отдельный блокнот. Плюс копилки для мелочи – для того, что записывается второпях на отрывных листах, а потом прячется в сумку, карманы или куда придется. Копилки – это коллекционные кружки, где случайные заметки ждут, когда появится время переписать информацию «на место».

Очень важно, чтобы у материалов – в любом их виде – было свое место. Чтобы вы всегда знали, что в синем блокноте записи о романе, в красном – о рассказах, а в кружке с надписью «Москва» лежат заметки о новой книге. Это сэкономит массу времени и сил.

Прежде, когда у меня не было системы хранения, я могла целый день искать небольшую зарисовку, перерывая блокноты и горы бумажек в столе, а находила ее в компьютерных файлах без названий, сброшенных на флешку. Теперь же я тщательно слежу за порядком и хотя бы раз в месяц провожу ревизию флешек, папок на компьютере, карманов и кружек, и раскладываю все по местам – переписываю, перепечатываю, подписываю…

Главное, повторюсь, – найти свою систему хранения, удобную и понятную.

Выбираем для книг самое ценное

А теперь – ко второму вопросу статьи: поговорим о консервации идей. Времени у нас мало, а мыслей – много, и если мысли можно записать, то как хранить идеи романов, повестей или рассказов, когда свободного времени – на написание одной истории, а новых идей – пять-десять в год?

Первое, что нужно сделать, это, конечно, разобрать материал. Для романов – отдельно, для рассказов – отдельно, для «чего-нибудь» – отдельно, чтобы понять, сколько и чего вы накопили.

Второе – оценить важность и нужность.

Так, если в блокноте пылится история десятилетней давности и ничего нового по ней не приходит – нужна ли она? Ведь бывают «случайные» истории – появились, покрутились и исчезли, оставив пару строк на листе. И замолчали навсегда. Нужно ли хранить эти две строчки? Если жалко – храните, если нет – выбросите и забудьте, от лишней информации, как от старой одежды, нужно избавляться.

Кстати, «жалко» – важнейшая категория ценности. Когда я в последний раз проводила ревизию идей, то не досчиталась записей по одному роману. Идея старая, года три назад посетившая и заброшенная. Но я о ней вспомнила и испугалась, что не найду зарисовки. И, пока искала, с перепуга придумала имя героине, легенду мира и концепцию сюжета, написала первую главу… И поняла, что эту историю я обязательно запишу. А вот от двух идей избавилась: когда я нашла по ним зарисовки, то не сразу вспомнила, о чем писать-то хотела. И пусть летят к другим…

Вообще наличие множества идей похоже на количество покупок после глобального похода в супермаркет. Набирается пятьдесят корзин всякой всячины, а реально нужно в жизни лишь 10-20 процентов от набранного.

Много идей – это результат того, что у вас были «деньги», то бишь время и открытость для информации. И вы запасливо накопили – мало ли, вдруг больше не будет? Но идеи приходят, свободное время не появляется… Да, периодически нужно чистить «полки» от ненужного, чтобы сосредоточиться на необходимом и использовать его полностью. А то, что не получается использовать сразу, – «законсервировать».

Как хранить идеи для романов

Варианты хранения идей:

А) Зарисовки.

Пока масть прет, записать как можно больше «живого» текста – глав, сцен, эпизодов. И записывать, не обдумывая, не заботясь об описаниях и смысловом наполнении. Функция таких зарисовок – сохранить эмоциональное состояние. Чтобы, перечитав их, загореться идеей и спустя годы.

Б) Короткие рассказы «по мотивам».

Когда совсем нет времени ни на роман, ни на обдумывание, есть смысл ужать романную идею до рассказа и быстро его записать. И идея сохранится, и эмоции. А если время так и не найдется, идея не повиснет камнем на шее – она по-своему «пристроена», а рассказ обработать и довести до ума проще, чем роман.

В) Синопсис или краткое изложение истории.

Самый полезный метод. Со временем сюжетные детали забываются, а они важнее имен героев или названий местности. Если идея пришла и развернулась на роман, то ключевые моменты – предысторию, конфликт и интригу, стержневые эпизоды и поворотные точки сюжета – можно записать пересказом. Либо одним текстом, либо отдельно суть конфликта, суть интриги, ход сюжета и др.

Г) Шпаргалки и заметки – по характерам героев, системе магии, истории мира и тому подобном. Еще это списки персонажей и локаций, карты, конспекты эпизодов – всего, что пришло, продумалось и обязательно пригодится.

Также можно рассмотреть вариант соавторства – поделиться идеей. И пусть тот, у кого дефицит идей, но есть свободное время и желание, пишет, а вы – читаете, подсказываете, советуете, придумываете.

Как отбирать информацию, использовать и хранить, каждый решает для себя сам. Главное – да, чтобы вам было удобно. Но порядок в материалах, конечно, желателен.

Творческий хаос и бардак – это стереотип, и удобен он только для тех, у кого много времени, чтобы бесконечно копаться в творческих «залежах» (или просто лень писать, и многочасовые поиски некой важной фразы оправдывают эту лень). А люди занятые не могут позволить себе полдня искать давнюю мысль или зарисовку. И уж лучше раз в месяц тратить день на наведение порядка, а потом спокойно писать, имея под рукой необходимое, чем каждый раз терять драгоценное время на поиски крайне важной сцены.

И, кстати, порядок на столе и в творческих архивах – это и порядок в мыслях. Раскладывая по папкам идеи, раскладываешь по полочкам и мысли. И работать после этого намного спокойнее и легче.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.