Как написать хорошую статью для печатного или интернет СМИ
На сегодняшний день статья – это, пожалуй, единственный представитель «малых форм», в которых есть потребность и которые можно быстро продать. И как бы вам ни хотелось писать рассказы и эссе, их вряд ли удастся выгодно пристроить. В отличие от статей, которые требуются повсеместно – от газет до интернет-сайтов.
Жанры статей
Жанр статьи зависит от «места» публикации. В печатных СМИ это интервью, журналистское расследование, обзорная, аналитическая и рекламная статья, репортаж с места событий и др. В интернет-изданиях характер жанров немного другой. Помимо «печатных», популярны «личный опыт», статья-совет, статья-тест, статья-тренинг.
Структура статьи
Однако все жанровое разнообразие сводится к общим важным элементам, из которых состоит статья:
1. Информационный повод.
Обычно первый абзац статьи. Что случилось? Какое важное событие произошло?
Вчера поймали известного преступника. На пороге зима – пора позаботиться о коже рук. И т. д.
2. Актуальность темы: раскрывает суть информационного повода.
В чем заключается важность? В чем ценность информации?
Пойманный преступник оказался не только мошенником, но и убийцей, который три года скрывался от правосудия в Непале! В лютые морозы особенно страдает кожа рук, ведь мы так часто снимаем варежки-перчатки, а защитного макияжа на руках нет. И др.
3. Совпадение во времени.
В СМИ есть термин – «устаревшая информация». Информация должна быть не только «свежей» (в смысле, сегодняшней). Она должна соответствовать времени.
Например, про зимнюю депрессию можно написать и летом. Это важно. Но несвоевременно. А вот зимой статью примут на ура.
4. Выдержанная тема.
Другими словами, это связь «середины» с информационным поводом. «Воды» для объема в статью можно налить много, и тем больше заплатят. Но нелишне постоянно напоминать о сути темы. И не уходить от нее далеко.
5. Резюме – последний абзац.
Подведение итогов. Ваше личное мнение. Мнение эксперта. Оптимистичный настрой – желателен. Хотя бы в том, что «наше предприятие уверенно смотрит в будущее». В нашей жизни и так хватает пессимизма. И даже если вы пишете статью о маньяке, который порешил нескольких мирных граждан, нелишне закрыть тему фразой «Оперативники уже вышли на след преступника и задержат его со дня на день».
Неочевидный, но важный элемент
Кроме того, в статье обязательно должен быть один пассивный, но очень важный элемент. Это так называемый «обоснуй». Если вы выдвигаете предположение – подкрепляйте его логическими выводами или, на худой конец, комментариями экспертов. Иначе важная информация плавно превратится в пресную и недостоверную «воду». А любая статья – даже если это ваш личный опыт – должна быть достоверной. Либо же – казаться таковой.
Стилистика статьи
Неважно, для какого источника вы пишете статью – в газету или на собственный сайт. Корявое и небрежное изложение затмевает важность информации. Поэтому стиль типа «Они хочут образованность свою показать, и поэтому всегда говорят о непонятном» давайте оставим политикам и ученым. А журналист в статье должен грамотно, коротко, понятно и четко ответить на три вопроса: что случилось? почему важно? почему сейчас? И добавить «обоснуй» и вывод.
Исторически статья – это текст, который пишется для читателей. Важно об этом помнить.
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).