Фокальный персонаж: особенности в современной литературе

4.8
(4)

Открывать тайну человеческой души, исследовать природу человеческих страстей, проникая в мысли и чувства героев – это всегда было одной из главных целей романа. Поэтому так важно показывать в истории внутренний мир главных действующих лиц, раскрывать читателю их движущие мотивы и ценности, эмоции и размышления.

Попробуем разобраться, как – с помощью каких приемов – это делали писатели раньше и как это делают теперь.

«Всевидящее око» против фокусной точки

В литературе века девятнадцатого и начала двадцатого в изображении персонажей преобладал прием «всевидящего ока», когда автор внутри одной сцены в деталях раскрывал чувства и мысли каждого из значимых героев. Давайте посмотрим на примере, как это выглядело в тексте.

 

…собравшись с духом, Клайд заискивающе улыбнулся Скуайрсу <…>

<Тот> в ответ только холодно посмотрел на него; но так как он был сам хитер и умел достигать своей цели разными окольными путями, то ему нравился всякий, кто обладал ловкостью, изворотливостью, умением разговаривать с людьми. И вместо того, чтобы отрицательно покачать головой, он заметил: <…>

– Ну хорошо, я подумаю <…>

Теодор Драйзер «Американская трагедия»

 

Как видите, даже в таком коротком отрывке мы «заглянули в голову» сразу двум персонажам – сначала Клайду, главному герою, а потом его собеседнику, Скуайрсу.

Этот прием – «всевидящее око» – был популярен очень долгое время. Пожалуй, до тех пор, пока не получил широкое распространение кинематограф. В немом кино еще оставались подсказки, когда текстом можно было дополнить картинку на экране и игру актеров. А в звуковом такая возможность уже пропала, и все приходилось показывать только и исключительно через камеру и действия героев на экране. Поэтому стали меняться и приемы, и зрительское – поначалу – восприятие рассказываемой истории.

Вслед за кинематографом поменялась и литература. И сейчас «всевидящее око» в современном романе скорее моветон, чем удачный прием.

Такие перескоки из одной «персонажной» головы в другую не только создают путаницу в читательском восприятии и мешают сопереживанию, но и выглядят несколько надменно – вроде как автор проводит эксперимент, подключив проводки к каждому живому герою и внимательно – и отстраненно! – наблюдая за малейшими движениями их души и мыслей.

Фокусная точка – повествователь или “репортер”

На смену всевидящей авторской позиции пришло иное – взгляд на историю через одного или нескольких героев. Другими словами, фокусная точка зрения, через которую раскрывается все – и сюжет, и мотивы, и цели действующих лиц, и изменения характеров.

Автор практически исчез из текста современных романов. Авторскую речь заменила речь героев. Но не всех героев сразу, а одного – на весь роман или на конкретную главу или сцену.

Такого героя – героя, который рассказывает или показывает читателю историю вместо автора, – называют фокальным персонажем.

 

Фокальный персонаж – это персонаж, чьими глазами читатель наблюдает за событиями. Другими словами, тот, кто важен для читательских переживаний – за чьими мыслями, догадками, чувствами мы с удовольствием следим.

 

В любом повествовании от первого лица фокальным персонажем будет тот, к кому относится местоимение «я» в авторской речи. Подобное встречалось и в классической литературе: вспомним доктора Ватсона или капитана Гастингса, верных историографов двух знаменитых сыщиков из классики детективного жанра.

Если роман написан от третьего лица, определить фокального персонажа можно по следующим признакам. Признак первый – именно этот персонаж рассказывает историю. Второй признак – он действует, исходя из побуждений и мотивов, которые явно раскрываются читателю, и в тексте есть его размышления и эмоции. Третий признак – в «кадр», т. е. непосредственно в сцену, включаются только те события, которым герой является свидетелем, а остальные упоминаются косвенно, в диалогах, письмах, новостях и пр.

Сколько фокальных персонажей может быть в книге

В зарубежной традиции фокальных персонажей называют ПОВами (от сокращения POV – point of view, «точка зрения»), и в классическом понимании подразумевают использование только в повествовании от первого лица. Вроде полного слияния с героем.

Однако в нашей литературной традиции вполне допустимо использовать прием фокальности в любом варианте повествования – и от первого, и от третьего лица, и в их комбинации. Такое редко, но встречается в современной беллетристике; например, когда рассказ об основном сюжете ведется от третьего лица, а флэшбэки – сцены из прошлого или сны – показываются от первого.

Фокальный персонаж (или «репортер», встречалось мне и такое название) может быть один – основной, на всю историю. Чаще всего в таких случаях история полностью показывается глазами главного героя.

А может быть – несколько фокальных персонажей на историю: новый в каждой сцене, в каждой главе. Как можно догадаться, в таком случае фокальный персонаж – не всегда главный. Но его глазами читатель всегда смотрит на кусочек общей картины, важный для развития всего сюжета. Более того, если у вас история сложная, с несколькими сюжетными линиями и с несколькими примерно равнозначными для основного конфликта героями, то и «репортеров» у вас тоже должно быть несколько – в обязательном порядке. Один просто не сможет успеть во все важные точки истории.

Есть и еще один большой плюс в использовании нескольких фокальных персонажей – у читателей всегда будет выбор, о ком читать вашу историю.

 

В фэндоме толкинистов давно принят традиционный вопрос – о ком вы читали «Властелина колец»? Ответов на него несколько. Кто-то прочитал историю о Фродо и кольце, кто-то – о приключениях Мэрри и Пиппина или Гимли и Леголаса, кто-то – об Арагорне, о его судьбе истинного короля. И все ответы – верные.

 

Удачно подобранный фокальный персонаж может решить многие проблемы. Например, может за несколько сцен вытянуть историю о слабом герое (см. статью «Непростительные ошибки в образе главного героя»). Читатель станет ассоциировать себя не с героем-слабаком, а с рассказчиком – с его мыслями и чувствами. А значит, рассказчик – репортер, фокальный персонаж – исподволь сможет повлиять на чувства читателя по отношению к слабому главному герою.

Также фокальный персонаж может поддержать или, наоборот, раскрыть интригу. Кстати, именно поэтому опытные авторы не берут в «репортеры» тех героев, которые знают слишком много, – чтобы все тайны не открылись читателю раньше времени. Ведь приемом умолчания на достойном уровне владеют немногие. Хотя у классиков беллетристики есть и исключения из этого правила.

 

К примеру, в романе Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» повествование ведется от первого лица, и при этом от лица – как выясняется только в финале – самого преступника. Самое интересное, что книга построена как классический детектив, когда вначале случается преступление, потом на сцену выходит сыщик, и начинается расследование и поиск улик. Никаких спойлеров, никаких лишних намеков – только факты. И – мастерский, гениальный прием умолчания, который сам же рассказчик раскрывает в финале.

 

Фокальных персонажей так или иначе используют все современные авторы. Однако дополнительные знания о возможностях «репортеров» позволяют расширить набор писательских приемов, а возможно, и изобрести новые.

 

Сборник О героях и персонажах
Сборник статей "О героях и персонажах"

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы собрали лучшие из них в несколько сборников. В этот вошли статьи, которые от начала и до конца рассказывают о работе над образами, персонажами и героями книги. Некоторых текстов еще нет на сайте и появятся они нескоро.

Купить сборник

 

Как вам статья?

Оцените, пожалуйста, от 1 до 5

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Поделиться:
pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx