Фокальный персонаж: особенности в современной литературе
Открывать тайну человеческой души, исследовать природу человеческих страстей, проникая в мысли и чувства героев – это всегда было одной из главных целей романа. Поэтому так важно показывать в истории внутренний мир главных действующих лиц, раскрывать читателю их движущие мотивы и ценности, эмоции и размышления.
Попробуем разобраться, как – с помощью каких приемов – это делали писатели раньше и как это делают теперь.
«Всевидящее око» против фокусной точки
В литературе века девятнадцатого и начала двадцатого в изображении персонажей преобладал прием «всевидящего ока», когда автор внутри одной сцены в деталях раскрывал чувства и мысли каждого из значимых героев. Давайте посмотрим на примере, как это выглядело в тексте.
…собравшись с духом, Клайд заискивающе улыбнулся Скуайрсу <…>
<Тот> в ответ только холодно посмотрел на него; но так как он был сам хитер и умел достигать своей цели разными окольными путями, то ему нравился всякий, кто обладал ловкостью, изворотливостью, умением разговаривать с людьми. И вместо того, чтобы отрицательно покачать головой, он заметил: <…>
– Ну хорошо, я подумаю <…>
Теодор Драйзер «Американская трагедия»
Как видите, даже в таком коротком отрывке мы «заглянули в голову» сразу двум персонажам – сначала Клайду, главному герою, а потом его собеседнику, Скуайрсу.
Этот прием – «всевидящее око» – был популярен очень долгое время. Пожалуй, до тех пор, пока не получил широкое распространение кинематограф. В немом кино еще оставались подсказки, когда текстом можно было дополнить картинку на экране и игру актеров. А в звуковом такая возможность уже пропала, и все приходилось показывать только и исключительно через камеру и действия героев на экране. Поэтому стали меняться и приемы, и зрительское – поначалу – восприятие рассказываемой истории.
Вслед за кинематографом поменялась и литература. И сейчас «всевидящее око» в современном романе скорее моветон, чем удачный прием.
Фокусная точка – повествователь или “репортер”
На смену всевидящей авторской позиции пришло иное – взгляд на историю через одного или нескольких героев. Другими словами, фокусная точка зрения, через которую раскрывается все – и сюжет, и мотивы, и цели действующих лиц, и изменения характеров.
Автор практически исчез из текста современных романов. Авторскую речь заменила речь героев. Но не всех героев сразу, а одного – на весь роман или на конкретную главу или сцену.
Такого героя – героя, который рассказывает или показывает читателю историю вместо автора, – называют фокальным персонажем.
В любом повествовании от первого лица фокальным персонажем будет тот, к кому относится местоимение «я» в авторской речи. Подобное встречалось и в классической литературе: вспомним доктора Ватсона или капитана Гастингса, верных историографов двух знаменитых сыщиков из классики детективного жанра.
Если роман написан от третьего лица, определить фокального персонажа можно по следующим признакам. Признак первый – именно этот персонаж рассказывает историю. Второй признак – он действует, исходя из побуждений и мотивов, которые явно раскрываются читателю, и в тексте есть его размышления и эмоции. Третий признак – в «кадр», т. е. непосредственно в сцену, включаются только те события, которым герой является свидетелем, а остальные упоминаются косвенно, в диалогах, письмах, новостях и пр.
Сколько фокальных персонажей может быть в книге
В зарубежной традиции фокальных персонажей называют ПОВами (от сокращения POV – point of view, «точка зрения»), и в классическом понимании подразумевают использование только в повествовании от первого лица. Вроде полного слияния с героем.
Однако в нашей литературной традиции вполне допустимо использовать прием фокальности в любом варианте повествования – и от первого, и от третьего лица, и в их комбинации. Такое редко, но встречается в современной беллетристике; например, когда рассказ об основном сюжете ведется от третьего лица, а флэшбэки – сцены из прошлого или сны – показываются от первого.
Фокальный персонаж (или «репортер», встречалось мне и такое название) может быть один – основной, на всю историю. Чаще всего в таких случаях история полностью показывается глазами главного героя.
А может быть – несколько фокальных персонажей на историю: новый в каждой сцене, в каждой главе. Как можно догадаться, в таком случае фокальный персонаж – не всегда главный. Но его глазами читатель всегда смотрит на кусочек общей картины, важный для развития всего сюжета. Более того, если у вас история сложная, с несколькими сюжетными линиями и с несколькими примерно равнозначными для основного конфликта героями, то и «репортеров» у вас тоже должно быть несколько – в обязательном порядке. Один просто не сможет успеть во все важные точки истории.
Есть и еще один большой плюс в использовании нескольких фокальных персонажей – у читателей всегда будет выбор, о ком читать вашу историю.
Удачно подобранный фокальный персонаж может решить многие проблемы. Например, может за несколько сцен вытянуть историю о слабом герое (см. статью «Непростительные ошибки в образе главного героя»). Читатель станет ассоциировать себя не с героем-слабаком, а с рассказчиком – с его мыслями и чувствами. А значит, рассказчик – репортер, фокальный персонаж – исподволь сможет повлиять на чувства читателя по отношению к слабому главному герою.
Также фокальный персонаж может поддержать или, наоборот, раскрыть интригу. Кстати, именно поэтому опытные авторы не берут в «репортеры» тех героев, которые знают слишком много, – чтобы все тайны не открылись читателю раньше времени. Ведь приемом умолчания на достойном уровне владеют немногие. Хотя у классиков беллетристики есть и исключения из этого правила.
Фокальных персонажей так или иначе используют все современные авторы. Однако дополнительные знания о возможностях «репортеров» позволяют расширить набор писательских приемов, а возможно, и изобрести новые.
Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?
Мы собрали лучшие из них в несколько сборников. В этот вошли статьи, которые от начала и до конца рассказывают о работе над образами, персонажами и героями книги. Некоторых текстов еще нет на сайте и появятся они нескоро.
Купить сборник
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).