Как научиться писать хорошее сочинение на ЕГЭ
Во всех статьях с советами по сочинению на ЕГЭ пишут примерно одно и то же: следуйте рекомендованной структуре – напишите вступление, сформулировав проблему и тезис, докажите тезис в основной части, приведя примеры, и подытожьте свои рассуждения в заключении.
Схема выглядит простой донельзя. Однако в ее реализации возникают проблемы.
А все потому, что главное в сочинении для ЕГЭ не голая структура и не план, а умение видеть смысл текста и рассуждать. Рассуждать логично и последовательно – не перескакивая с одного на другое, а выстраивая внутри вашего текста логические связи.
А мы в этой статье попробуем посмотреть чуть глубже, чем обычно бывает в подобных статьях, и разберем, как пишется хорошее сочинение с соблюдением структуры и плана, но при этом связное и логичное.
Первый этап: анализируем текст, ищем проблему и формулируем тезис
В текстах для сочинения на ЕГЭ обычно затрагиваются темы, связанные с социальными проблемами (например, проблема отцов и детей), экологическими (отношение к природе, роль природы в воспитании человека и т.п.) и с морально-этическими (любовь к Родине, дружба, предательство, героизм, вера и т.п.)
Случается, что в одном тексте можно отыскать сразу несколько тем. В таком случае лучше выбрать ту, которая или наиболее актуальна, или наиболее знакома.
В общих чертах алгоритм действий на первом этапе выглядит так:
- Прочитать текст и понять его основное содержание.
- Выделить ключевые слова и фразы, которые отражают основную идею текста.
- Определить, какие вопросы или проблемы поднимаются в тексте.
- Выбрать наиболее актуальную и значимую проблему для обсуждения.
- Сформулировать проблему в виде вопроса или утверждения.
Применительно к практической части сочинения последовательность понимания и выделения смыслов будет такой. Сначала ищем темы, которые подняты в предложенном авторском тексте. Затем – исходя из затронутых автором тем – формулируем возможные проблемы (обычно в виде вопросов). Дальше выбираем наиболее актуальную или знакомую и определяем тему своего сочинения (обычно тоже в виде вопроса). И наконец формулируем главный тезис своего сочинения – ваш ответ, ваш взгляд на поставленную проблему.
А теперь пройдемся более подробно по тем моментам, которые обычно вызывают наибольшие затруднения на первом этапе работы над сочинением.
Поиск ключевых слов и фраз
Чаще всего первая ошибка случается на стадии анализа и понимания авторского текста. Порой из предложенного отрывка не получается сходу выделить тему или темы, затронутые автором. Например, потому что отрывок слишком образный. Или потому, что автор начинает с одного, а заканчивает вроде бы совершенно другим, чем-то не связанным с началом текста, на первый взгляд.
В таких сложных случаях имеет смысл взглянуть на текст внимательно и поискать скрытую авторскую логику. Она там точно есть. Начинайте искать ключевые слова и фразы, именно они подскажут, о чем думал автор, когда писал.
Для такого поиска используют два главных метода:
- Чтение и анализ текста: Прочтите текст и определите его основную тему и идею. Затем выделите слова и фразы, которые наиболее точно отражают эту тему или идею.
- Анализ контекста: Прочитайте текст и обратите внимание на контекст, в котором используются определенные слова и фразы. Это поможет вам понять, какие слова и фразы наиболее важны для понимания текста.
При возникновении сложностей обратитесь именно ко второму методу – анализу контекста. Попробуйте воспринять текст целиком, в единой взаимосвязи каждой фразы друг с другом. Обращайте внимание на образы, которые пытается донести до вас автор. Подумайте, что они могут значить, почему именно их он выбрал и что хочет ими вам сказать.
В процессе подготовки – особенно если на первых порах со смыслом текста работать очень сложно – попробуйте применять специализированные программы для поиска ключевых слов. Например, Text Analyzer, KeyWordFinder и KeyWordExtractor. Они автоматически выделят ключевые слова и фразы из текста, а вы сможете поразмышлять над ними и вывести возможные проблемы с помощью такой подсказки.
Начинаем работу над введением: постановка проблемы и тезис сочинения
После того как вы определили темы и проблемы, затронутые в авторском тексте, пора приступать к формулировке темы вашего сочинения. Важно помнить, что она должна быть тесно связана с предложенным текстом. Вы можете развить мысли автора или, наоборот, не согласиться и поспорить с ним.
Чтобы правильно поставить проблему и тезис в сочинении ЕГЭ, во-первых, определите основную тему вашего сочинения. Это может быть вопрос, связанный с социальными, политическими, моральными или другими проблемами, затронутыми в предложенном тексте.
Далее сформулируйте проблему в виде вопроса, который отражает основную идею вашего сочинения. Проблемы могут быть различными в зависимости от выбранной темы.
Например, если тема сочинения – «Социальные проблемы современного общества», то проблемы могут быть связаны с безработицей, бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды и т.д. Если тема сочинения – «Проблемы образования», то проблемы могут быть связаны с качеством образования, доступностью образования для всех слоев населения, ролью частных учреждений в образовании и т.д.
Чтобы подобрать интересную проблему, связанную с темой вашего сочинения, попробуйте подумать о том, какие вопросы или проблемы волнуют вас лично. Желательно заранее изучить литературу, статьи и другие источники информации, чтобы узнать, какие проблемы и темы могут быть актуальны и интересны в данный момент.
Еще можно поговорить с друзьями и родственниками, чтобы узнать их мнение о различных проблемах современной жизни. Главное, нужно понимать, что общение – это двусторонний процесс. Вы должны быть готовы не только задавать вопросы, но и слушать ответы, учитывать мнение других людей и быть открытым для новых идей. Важно также проявлять уважение к собеседнику и не навязывать свою точку зрения.
Чтобы интересно определить основную тему сочинения, можно использовать следующие приемы:
Задайте вопрос, который заинтересует читателя и заставит его задуматься. Например: «Что такое настоящая дружба и как ее сохранить?» или «Может ли человек изменить свою судьбу?»
Выберите актуальную проблему, которая вызывает много споров и мнений. Например: «Нужно ли снижать возраст уголовной ответственности?» или «Следует ли запретить оружие?»
Напишите о своем личном опыте или опыте других людей, который может быть интересен и поучителен для читателя. Например: «Как я преодолел свои страхи и стал успешным» или «Почему важно уметь прощать и как это сделать».
Теперь, когда вы определили – хотя бы примерно – проблему, которую будете разбирать и освещать в вашем сочинении, пора выводить главный тезис, который и станет темой. Это удобно сделать, если проблема сформулирована в виде вопроса. Если у вас не так, и проблема определилась несколько расплывчато, попробуйте свести ее к одному конкретному вопросу.
А затем нужно определить, какой ответ на этот вопрос вы хотели бы получить. Этот ответ и будет вашим тезисом.
Допустим, в предложенном тексте автор сравнивает картины отечественных и зарубежных художников и пишет о значении изобразительного искусства для мировой культуры. Тогда проблема в виде вопроса может звучать так: «Какой вклад внесла Россия в мировую культуру?». А тезис можно сформулировать следующим образом: «Россия внесла значительный вклад в мировую культуру через искусство, в том числе изобразительное».
Тезис в контексте сочинения ЕГЭ – это утверждение, которое автор развивает и доказывает в своем тексте. Это основная идея, которую он хочет донести до читателя и которая служит отправной точкой для его рассуждений.
Тезис должен быть связан с проблемой, которую вы сформулировали, и должен быть достаточно конкретным, чтобы можно было привести аргументы в его поддержку или опровержение.
Например, тезис может звучать так: «Социальные проблемы в современном обществе вызваны экономическим неравенством» или «Решение проблемы бедности в развивающихся странах должно включать поддержку экономического развития и образования».
Чтобы вывести оригинальный тезис из проблемы в сочинении ЕГЭ, можно воспользоваться следующим алгоритмом:
- Определить основную идею или концепт, который вы хотите раскрыть в тезисе. Например, влияние социальных сетей на молодежь.
- Сформулировать вопрос, отражающий эту идею. Например, «Как социальные сети влияют на поведение и мировоззрение молодежи?»
- Найти ответ на этот вопрос, который был бы оригинальным и интересным для читателя. Например, «Социальные сети могут как положительно, так и отрицательно влиять на молодежь, предоставляя возможности для общения, образования и развития, но также вызывая зависимость, снижение социального взаимодействия и ухудшение здоровья».
- Преобразовать этот ответ в тезис, который станет основой для сочинения. Например: «Тезис: Социальные сети имеют как положительные, так и отрицательные последствия для молодежи, влияя на ее поведение, образование и здоровье».
Итак, тезис вы сформулировали. Теперь прежде чем двигаться дальше, убедитесь, что проблема и тезис связаны между собой и образуют логическую цепочку аргументов в вашем сочинении
Логическая цепочка аргументов – это последовательность мыслей, которые ведут к определенному выводу или заключению. В логической цепочке аргументы связаны между собой таким образом, что каждый следующий аргумент основывается на предыдущем и усиливает его. Так вы создадите стройную и убедительную систему доказательств, которая убедит читателя в правильности вашего вывода или заключения.
Если с логикой все в порядке, напишите короткое вступление – первую часть сочинения. Обозначьте в нем проблему, которую поднимаете, и тезис, который будете доказывать или опровергать. Да, так тоже можно, особенно если вы не согласны с автором предложенного в задании текста.
И переходим ко второй части работы.
Второй этап: подбираем примеры и пишем основную часть
Если вы хорошо поработали в первой части, дальше будет проще. Самое сложное обычно – понять, что хотел сказать автор текста, предложенного в задании, и решить, как лучше продолжить его тему. Если с этим этапом справились, дальше дело во многом чисто техническое.
Прежде чем переходить к подбору примеров и аргументов, которые будем излагать в основной части сочинения, вернемся к основному тезису и определим основные вопросы.
Действуем поэтапно:
- Разбейте тезис на несколько более мелких утверждений или идей.
- Для каждой из этих идей сформулируйте вопрос, который поможет раскрыть ее.
- Проанализируйте полученные вопросы и выберите те, которые наиболее полно отражают ключевые аспекты проблемы.
- Сформулируйте окончательные ключевые аспекты проблемы на основе выбранных вопросов.
Теперь можем переходить к выстраиванию аргументов и поиску примеров.
В контексте сочинения на ЕГЭ, аргументы в поддержку тезиса – это доводы, факты, примеры или доказательства, которые используются для обоснования и укрепления выдвинутого тезиса, то есть главной идеи сочинения. Они помогают раскрыть и разъяснить тезис, показать его важность и актуальность.
Аргументы, как правило, излагаются в основной части сочинения. Однако при необходимости их можно вписать и во вступление, и в заключение. Но желательно сделать это коротко.
Главная задача аргументов – убедить экзаменатора в правильности вашей точки зрения и привести весомые причины для её принятия. Для этого ваши доводы должны быть логичными, последовательными, релевантными и подкрепленными конкретными примерами.
У вас определен круг основных вопросов сочинения. Теперь важно подобрать наиболее подходящие аргументы для каждого из них, учитывая актуальность, достоверность и убедительность. Само собой, желательно выстроить аргументы таким образом, чтобы они поддерживали тезис и помогали раскрыть тему сочинения.
Как уже было сказано, в качестве аргументов могут выступать подходящие примеры из литературы, истории, общественной жизни или личного опыта. Выбирайте такие, которые подтвердят или опровергнут ваш тезис (в зависимости от задачи, которую вы поставили в сочинении).
При подборе примеров, оценивайте каждый не только с точки зрения его значимости для поддержки или опровержения вашего тезиса, но и с точки зрения его актуальности и уместности (исходя из контекста). После предварительного отбора впишите примеры в текст сочинения таким образом, чтобы они помогали раскрыть основную идею и подкрепить тезис.
Чтобы вписать примеры в текст сочинения, можно использовать следующие приемы:
- Описание примера: Опишите конкретный пример, который иллюстрирует ваш тезис. Например, вы можете рассказать о своем опыте или привести пример из литературы.
- Сравнение и противопоставление: Сравните и противопоставьте два примера, чтобы показать, как они подтверждают или опровергают ваш тезис.
- Аналогия: Используйте аналогию, чтобы объяснить, как один пример может быть связан с другим и как они оба подтверждают ваш тезис.
- Статистика: Приведите статистические данные, которые подтверждают ваш тезис и показывают, насколько широко он распространен.
- Цитаты: Используйте цитаты из литературы или других источников, чтобы подтвердить ваш тезис и сделать его более убедительным.
- Личные наблюдения: Поделитесь своими личными наблюдениями и опытом, которые подтверждают или опровергают ваш тезис.
Количество примеров, которые нужно подобрать для подкрепления тезисов в сочинении ЕГЭ, зависит от темы и основной идеи сочинения. Обычно достаточно 2-3 примеров, чтобы подкрепить каждый тезис и раскрыть основную идею сочинения. Однако, если тема позволяет, можно использовать и большее количество примеров – для более глубокого анализа и обсуждения темы.
Самопроверка:
Чтобы понять, раскрыт ли главный тезис вашего сочинения ЕГЭ, задайте себе следующие вопросы:
- Отражает ли главный тезис основную идею вашего сочинения?
- Подтверждается ли главный тезис аргументами и доказательствами из текста?
- Является ли главный тезис достаточно конкретным и ясным, чтобы читатель мог понять, о чем идет речь?
- Если да, то можно считать, что главный тезис раскрыт. Если нет, то нужно вернуться к написанию основной части и добавить больше аргументов и доказательств в поддержку главного тезиса.
Наконец переходим к третьему этапу – завершаем черновик сочинения.
Третий этап: работаем над заключением
Заключение в сочинении ЕГЭ – это резюме основных идей, подведение итогов и общий вывод. Чтобы написать его, нужно вспомнить главную проблему, которую вы исследовали, и уже исходя из нее, сформулировать свои выводы.
Порядок действий:
- Еще раз прочитать проблему, которую вы поставили в начале.
- Оценить, насколько вы смогли раскрыть эту проблему в своем сочинении.
- Подвести итоги ваших рассуждений и/или анализа этой проблемы.
- Сделать вывод, подтверждена (доказана) главная мысль сочинения или нет.
Кроме этого полезно будет перечитать основную часть и еще раз отметить все тезисы, которые вы сформулировали. Посмотреть, логично ли они расположены, видна ли из них нить ваших рассуждений.
Из всех ваших мыслей выделите самую важную для вашего сочинения. Дальше сформулируйте краткое описание каждого тезиса, включая основную мысль. Укажите, как каждый из них связан с главной темой сочинения и какие аргументы вы использовали для их поддержки.
Если на этом этапе опасаетесь, что потеряете нить рассуждений и запутаетесь, то расположите тезисы в логической последовательности, начиная с основного тезиса и заканчивая второстепенными. И наконец напишите резюме, в котором в сокращенном виде излагаются все тезисы и их взаимосвязь друг с другом.
Пишите кратко, но обязательно покажите логическую связь тезисов и то, как они поддерживают – или опровергают – основной тезис. Подчеркните важность ключевых мыслей для раскрытия темы вашего сочинения. Если будет уместно, коротко обратитесь к примерам, которые приводили в подтверждение тезисов. Можно не ко всем, а только к тому, который считаете наиболее показательным.
Еще один важный момент: избегайте повторения микровыводов из основной части. Это могут счесть смысловой тавтологией и снизить баллы. И обратите особое внимание на переход от основной части к заключению – он должен быть логичным и понятным. Допустимо использовать некоторые фразеологические клише.
Например, следующие:
- Таким образом, мы приходим к выводу…
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется сказать, что…
- В заключение хотелось бы подчеркнуть, что…
- Хочется верить, что…
- В заключение хотелось бы призвать людей к…
Помните, заключительная часть сочинения ЕГЭ должна подвести итоги всего рассуждения и связать его со вступлением.
Памятка для написания заключения в сочинении:
- Повторите основные идеи и выводы, сделанные в основной части;
- Сформулируйте общий вывод, основанный на этих идеях;
- Не уходите в сторону от темы сочинения;
- Используйте разные модели заключения, такие как призыв, надежда или обобщение.
Заключительный этап: Проверка
Финальным этапом работы над сочинением должна стать проверка. Идеально, если вы пишете сначала черновик сочинения, чтобы после сделать паузу хотя бы на 5-10 минут, отвлечься и потом прочитать текст свежим взглядом.
Такой подход оптимален, потому что позволяет взглянуть на ваше сочинение как на единое целое и проверить, выглядит ли оно логичным и законченным.
Чтобы проверить сочинение ЕГЭ, следуйте этим шагам:
- Проверьте структуру сочинения: оно должно состоять из введения, основной части и заключения.
- Убедитесь, что в сочинении есть чётко сформулированная проблема, комментарий к ней, позиция автора и ваше мнение по этой проблеме.
- Обратите внимание на логику изложения и аргументацию.
- Проверьте наличие примеров из текста и их связь с проблемой.
- Оцените качество языка и стиля сочинения.
- Проверьте грамотность текста: отсутствие ошибок в правописании, пунктуации и грамматике.
Не преуменьшайте значение первых четырех пунктов. Они направлены на то, чтобы проверить смысловую часть сочинения. Оценить, насколько хорошо вы умеете понимать тексты, видеть в них основное, а также выстраивать самостоятельную цепочку рассуждений. И, конечно, делать логичные и связные выводы.
Последние два пункта – это о техническом исполнении сочинения. Тут важно проверить текст на стилистические ошибки, уместность используемых эмоционально окрашенных слов и фраз в зависимости от контекста, а также убедиться, что текст верно структурирован и легко читается. Да, это о длине фраз, ритмике и делении текста на абзацы. Постарайтесь добиться, чтобы не звучал монотонно. Ну, и наконец, обратите внимание на орфографию и пунктуацию.
Хорошо писать сочинения – вполне посильная задача, если вы будете в первую очередь учиться видеть смысл в тексте и логично рассуждать. Главное, чтобы появлялись мысли, а научиться их понятно излагать поможет практика.
Шпаргалка по статье:
- Определите тему сочинения и сформулируйте основную проблему.
- Составьте план сочинения, обозначив основные аспекты темы и основные идеи, которые вы хотите раскрыть.
- Соберите информацию и материалы для аргументации: примеры из литературы, исторических событий, личного опыта, научных исследований и т.д.
- Напишите введение, в котором обозначьте проблему и тезис для доказательства.
- В основной части сочинения приведите аргументы “за” и “против” вашего тезиса, подкрепляя каждый аргумент примерами из различных источников.
- В заключении резюмируйте основные идеи и подведите итоги, подтверждая или опровергая исходный тезис.
- Проверьте и отредактируйте свое сочинение: убедитесь, что оно имеет четкую структуру, логичную последовательность аргументов и грамотно написано.
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).