Пишем синопсис!
Написать хороший синопсис – проблема для многих опытных и известных авторов. А начинающие чаще всего вообще не представляют, что это такое. Хотя сталкивались с ним наверняка все, кто заходил на сайты издательств и знакомился с требованиями. Да, синопсис нынче нужен всем наравне с полным текстом произведения, аннотацией и (часто) автобиографией.
Итак, что же такое синопсис?
По сути, это краткое изложение истории, о которой вы написали книгу. Причем заметьте, не пересказ, а изложение. Пересказ – это перечисление основных событий от пролога до слов «конец». А изложение – это творческий анализ произведения. В него включаются не только событийные моменты, но и суть обстановки и идеи, суть конфликта и интриги, а также суть значимости главного героя (или нескольких). В редакторских кругах бытует мнение, что идеальный синопсис должен состоять из одного-двух предложений.
Например: В одиннадцать лет Гарри Поттер узнает, что он – волшебник, едет учиться в школу магии, где ему рассказывают о том, как он победил главного злодея и обзавелся приметным шрамом. В конце книги Гарри вновь побеждает главного злодея, но тот обещает вернуться, а сам мальчик-который-выжил собирается продолжить обучение, чтобы однажды наверняка с негодяем разделаться.
Но, конечно же, это редакторская шутка. Что не отменяет ее главного принципа – объем синопсиса должен быть небольшим. Никто не будет разбираться в хитросплетениях авторской интриги, изложенной на десяти листах. Объем изложения вашей истории не должен превышать двух страниц, или 4000-5000 знаков с пробелами. А чем он меньше получится – тем лучше. Главное, чтобы синопсис отражал суть истории. Как этого добиться? Просто следуйте правилам!
Правила написания синопсиса
1. Изложение – в настоящем времени и от третьего лица, даже если ваш роман написан от первого лица.
2. Стиль – публицистический, предложения – емкие и короткие, юмор, сарказм или ирония – не уместны, указания на вашу гениальность – тоже.
3. В тексте синопсиса важно вкратце ответить на следующие вопросы:
- о чем история (о мальчике, который выжил и его борьбе с главным злодеем);
- кто главные герои и каковы их особенности (собственно, мальчик и его друзья, но мальчик – важнее остальных, он ведь выжил неизвестно как после смертельного заклятья);
- в чем конфликт (мальчик стоит у злодея на пути к могуществу);
- какова цель героев и почему она такова (мальчика – доучиться и снова выжить, а главного злодея – сеять зло);
- в каком мире происходят события (в реальном мире, где существуют маги и чародеи).
4. Лишние подробности, равно как и авторские эмоции, – исключены. Голые факты, рассказанные просто и бесстрастно: родился необычным среди простых людей – встал на пути у злодея – победил зло – женился – умер в старости в окружении внуков. И все.
5. Обязательно четко обрисовать концовку, а при наличии продолжения книги – указать на него и вкратце обозначить, что герой намерен делать дальше.
6. В синопсисе также важно указать ваши ФИО и контакты, название книги (и, если необходимо, добавить, что это первая книга цикла), обозначить жанр и желательно – издательскую серию, на которую вы нацелились.
7. Если встретили слово «синопсис» на сайте издательства, не спешите искать информацию в Интернете. Внимательно изучите сайт и сначала поищите требования на месте.
Дарья Гущина: Пара слов о личном опыте. От себя могу сказать, что синопсисы сочиняла, и каждый давался мне труднее, чем написание и редактура романа вместе взятые. Это невероятно сложно – вычленить из повествования то самое, важное и нужное, потому что в своем произведении важным кажется все – каждая деталь, каждый необычный образ, каждый нестандартный поворот сюжета… И обо всем хочется рассказать в подробностях.
Но. Незнакомому человеку подробности не нужны. Редактор – это ваш потенциальный работодатель. И синопсис – это, по сути, резюме, которое вы отправляете на соискание должности при трудоустройстве. Краткая и емкая схема вашей жизни, глядя на которую работодатель скажет – «Подходит». А когда вы составляете резюме – то абстрагируетесь от ненужных деталей вроде пикников на природе и любви к рыбалке, верно? И мой вам совет: при написании синопсиса максимально абстрагируйтесь от событий истории и эмоций, который она вызывает. И напишите его так, чтобы редактор сказал: «Подходит» – и взялся за чтение романа.
И помните: обрисовывая суть истории, редактора – как и любого читателя! – нужно заинтересовать. Попытайтесь найти в своем произведении то ценное и важное, чего больше нет нигде. И не забудьте вскользь об этой особенности упомянуть. Но – только вскользь. Читать пространные рассуждения, написанные на «простынях», никому неинтересно.
Удачи! В столь трудном деле как написание синопсиса она вам очень пригодится!
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
Как изменилась литература со времен Свифта и Толстого? Раньше книги писали для умных, а сегодня это стало экономически невыгодно.
Книги всегда писались разные. Просто читать раньше умели не все, и это существенно ограничивало потенциальный рынок. Потому лучше продавались умные книги. Или скандальные, как у того же Свифта.
Ваша аргументация, Светлана, весьма сомнительна.
Что получается из Ваших слов:
если сегодня читать умеет каждый, в том числе и не особо одаренный, то авторы учтиво заполняют рынок книгами, рассчитанными на такую же бездарную аудиторию?
По-моему дело обстоит немного иначе. А именно: раньше писать умели, как правило, интеллигенция и мыслители. И это обстоятельство спасало книжный рынок.
“..напишите его так, чтобы редактор сказал: «Подходит» – и взялся за чтение романа”.
Понимаю, что универсальных методов не существует, но думаю, каждый читатель этого материала, и начинающие писатели согласятся со мной в том, что было бы здорово, если бы автор приложил к статье пару примеров такого хорошего на его взгляд описания книги.
Спасибо
Правы оба. Сейчас книги – ширпотреб для масс, заработок на вале. Но это не значит, что умных книг не пишется. Просто их искать в массе сложно. Не поверите, как много умных идей я почерпнул, просеивая тонны “коровьей жвачки” на досуге .
Насчет синопсиса хотелось бы заметить, что странно — размер его ограничен 1-2 стр.независимо от объема книги. Думаю, правильно было бы как-то увязать эти два показателя, например 1% от объема. Представьте, как уместить содержание, скажем, 30а.л. на 2 стр. Теряется очень многое при этом.
Представляю 🙂 Мы в статье указали требование издательств – они обычно с первоначальной заявкой принимают короткий синопсис. А вот если издательство заявкой заинтересуется, то могут запросить синопсис развернутый, а это уже 4-6 страниц.
Блестящее грамотное объяснение, я просто влюбился в Дашеньку Гущину по её краткому и ёмкому изложению, как написать синопсис.
Я Сергей, мне 61 год из них 40 лет занимаюсь политической графоманией проехав с ней пол мира, пока задержавшись в Париже, мне очень нужен грамотный помощник. Оплата труда и занятого времени по ходу выполнения работ. Работа интересная, благородная и перспективная. Естественно мои слова относятся как Даше Гущиной, так и смелым решительным не меркантильным литераторам.
Сергей, к сожалению, сейчас ни Даша, ни я не имеем возможности работать с авторами в индивидуальном порядке. Возможно, после Нового года ситуация изменится. Если помощь редактора будет для вас тогда еще актуальной, напишите на [email protected]
подскажите..куда лучше присылать синопсисы для начинающих?
Лучше всего – в издательство, где есть подходящая жанровая серия для вашей рукописи.