“Писать жизнь даже проще, чем создавать мечту” (интервью с Натальей Спеховой-Роси)
К писательству все приходят по-разному. Кто-то через стихи, кто-то – через заметки в блоге. А некоторые – через сочинение сказок для детей!
Сегодня у нас в гостях Наталья Спехова-Роси, писатель, автор детских – и не только! – книг и рассказов.
Краткая справка:
- Наталья Вячеславовна Спехова-Роси – писательница и многодетная мама.
- Живет – г. Ярославль.
- Начало творческой карьеры – 2009 (книги), 2003 (журналистика).
- Деятельность:
- журналистика – более 10 лет;
- с 2009 года вышло 10 книг;
- с 2008 года официальный рецензент крупных издательств России;
- сценарист ТО «Маски» (м\ф «Сказки Тетушки Совы»);
- автор тренинг-проекта «Хочу написать книгу. Пишем!».
Книги и проекты Натальи можно найти на ее сайте по этой ссылке.
Школа вдохновения: Наталья, здравствуйте! Давайте начнем с традиционного вопроса. Расскажите немного о себе и о том, как вы пришли к писательству.
Наталья Спехова-Роси: Добрый день, Света. Первое, что всегда хочется сказать: я мама. Воспитываю троих детей. По образованию педагог и психолог. Психологической деятельностью занималась больше пятнадцати лет, и она же привела меня в консалтинг. Лет десять назад начала журналистский путь, постепенно он и писательство потеснили все остальное.
Непосредственно в литературу пришла из консалтинга. Конечно, это очень далекое направление от словесности. Но… однажды руководительница сказала, что мне надо написать книгу. И завертелось.
Можно сказать, это стало последним толчком в истории, которая началась в мои двенадцать лет. Я проходила тестирование по профориентации и получила рекомендацию поступать на журфак или литфак. А поскольку писатели и журналисты для меня всегда были небожителями, то я все оставила в разделе мечты. Писала для себя – стихи, рассказы, сказки… В начале 2000-го принесла свой опус в местную газету, и там сразу получила порцию хвалебных слов. С тех пор начала издаваться в периодике разного уровня и формата: от местных изданий до международных. Доросла – внутренне и осязаемо – до книг.
Ш.В.: Что для вас на первых этапах было самым сложным?
Н. С.-Р.: Я бы сказала, что на первых этапах было вообще все легко. Легко писалось, легко контактировалось с издательствами. Сложности пришли после прочтения блога о писательстве. В блоге, наряду с советами, разворачивались отчаянные дискуссии «кто из нас прав» (от деликатных до троллевидных). Вот они-то и внесли сумятицу во все: я перестала верить в свои способности, в свои тексты, в себя и в возможность издаться. Самое сложное – верить.
Ш.В.: Насколько я знаю, после вы сотрудничали с проектом «Сказки тетушки Совы» – и очень удачно! Расскажите, каково было работать с редактором? Писать не только для себя, а придерживаться заданных проектом рамок?
Н. С.-Р.: О, это был потрясающий опыт! Мой редактор, Надежда Иволга, человек невероятно гибкий и деликатный. Для меня каждое ее слово было законом. Надо исправить – исправляла. Поначалу было сложно уложиться в рамки «Пять минут», а именно столько длится мультфильм, но это оказалось незаменимой школой. Уметь себя редактировать, уметь держать поток своего сознания в узде – это важные «глаголы», которые, к сожалению, не каждый готов освоить.
Ш.В.: Кстати, что интереснее – свободный полет фантазии или поиск пространства для развития своих идей внутри неких границ, установленных редактором?
Н. С.-Р.: Думаю, оптимальный вариант – это сочетание и чередование рамок и свободного полета. Когда есть навык рамочного написания, то уже не станешь лить воду, а будешь отпускать именно фантазию.
Ш.В.: Многие авторы говорят, что переключаться с малой прозы на большую сложно. А как обстоит дело с переходом от детских историй к «взрослой» прозе? Поделитесь?
Н. С.-Р.: Взрослая проза – это жизнь. Писать жизнь даже проще, чем создавать мечту, коей является детская сказка. Ты видишь и пишешь, ты подмечаешь острые нюансы и показываешь другим. Главное, быть наблюдательным и видеть основополагающую деталь. А сказка – это мечта. И, как ко всякой мечте, ее дорога более замысловата.
Ш.В.: «Мы все учились понемногу: чему-нибудь и как-нибудь», наверное, слышали эту цитату. Наталья, расскажите, были ли у вас учителя, которые помогали на пути развития писательского мастерства? Кого из них – или, может быть, что – вы считаете самым важным для вас?
Н. С.-Р.: Как сказал когда-то мой преподаватель по психологии, учителем может быть даже прохожий. Стараюсь жить по этому принципу. Я училась у всех: у классиков, читая книги; у современных писателей, общаясь ними; у компиляторов и собирателей литературных приемов, у художников и актеров.
Если говорить о книгах-пособиях, которые оставили след, то это, безусловно, «Золотая роза» Паустовского, здесь я не буду оригинальной. В редактировании текстов много дала книга Павла Максимова «Воспоминания о Горьком». И упражнения Станиславского. Это великолепное подспорье в творчестве.
Ш.В.: Надо сказать, что споры насчет обучения писательству не утихают. Одни утверждают, что научить писать невозможно и что человек должен сам пройти весь этот тернистый путь. Только тогда он сможет создавать настоящие книги. Другие же стоят за то, чтобы мастера передавали свой опыт начинающим, помогая им проходить через первые кризисы и первые удачи, поддерживая и помогая в трудные минуты. А как вы думаете – нужно такое начинающим авторам или нет?
Н. С.-Р.: В любом начинании важна поддержка. Сухие знания можно насерфить в Интернете самому, но они не привязаны к опыту и не являются плечом, на которое можно опереться – ведь упасть легко.
Простой пример: недавно читала комментарии к работам солидного конкурса. Чаще всего, они сводятся к банальному «понравилось – не понравилось». И это – в лучшем случае! В самом распространенном варианте – это просто эмоции, не всегда позитивные, мерно переходящие в троллинг.
Причем позволяют себе такое даже организаторы конкурсов, не только рядовые участники. А каково автору? Как сказал хореограф Мигель на телепроекте «Танцы»: «Этим они убили девочку». Действительно, убивают девочек и мальчиков неосторожным словом.
Я – за конструктивную и доброжелательную критику. Только она поможет в развитии. У многих классиков были ученики: у Чехова, у Горького.
И поможет доброе слово. Пинков в жизни и так хватает.
Ш.В.: И традиционный же наш финальный вопрос: что вы посоветуете всем, кто хочет стать писателем?
Н. С.-Р.: Писать обо всем. Писать всегда. Пришла мысль в голову – любая! – напиши ее. Она не подходит для вашего романа? Неважно. Она ваша. Сначала выплесните то, что у вас на душе, освободитесь от груза мыслей. А потом пишите для других.
Отличный совет! Наталья, спасибо за интересную беседу!
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).