Вопрос-ответ: Как писать, если не пишется, и чем важен «плохой текст»
В группе «Школы вдохновения» ВКонтакте начинающие авторы часто задают важные вопросы, касающиеся работы над произведением. Обычно мы отвечаем лично, даем короткие советы.
Но если вопросы распространенные и действительно важные, волнующие многих авторов, особенно – начинающих, на них стоит ответить подробно. В статье.
С согласия автора, обратившегося к нам, публикуем его письмо (орфография и пунктуация сохранены):
Иногда случается, что вообще ничего не получается написать – можно часами над пустой страницей сидеть, или получаются главы повести ни о чём – на порядок хуже, чем те, что написаны даже вчера. Есть ли способы, как с этим бороться? С 1 стороны, ждать вдохновения – жизни не хватит даже на 1 книгу, с другой, писать что-то непонятное без настроения – тоже не вариант…
Юрий Ташкинов
Здесь имеют место быть следующие проблемы: а) недостаточная проработка все истории и ее отдельных эпизодов; б) потеря интереса.
Разберем оба момента подробно.
О важности проработки истории, или «Утром деньги – вечером стулья»
По собственному опыту могу сказать, что бесплодное сидение над чистым листом – это незнание, о чем писать. История не проработана в мелочах. Есть лишь абстрактное понимание того, что будет дальше.
Получается, прежде чем придумать и обработать задумку, вы сразу садитесь писать. В надежде, что сейчас начну, а в процессе все придумается. И бывает, что придумывается. И пишется. И иногда прилично. А иногда – ни о чем. И хуже, чем накануне. Но иногда для этого приходится сидеть и смотреть на файл, перечитывая написанное, несколько часов. А иногда – даже это не помогает. И не придумывается, и не пишется вообще.
Что делать в таком случае – когда не пишется вообще?
1. Не садитесь писать, пока не придумаете продолжение и не продумаете эпизод.
Да, «утром деньги – вечером стулья». Если вы пишете по вечерам, то с утра перечитайте последние страницы и в течение дня решайте – как повернуть сюжет, куда и зачем пойти герою, что случится? Очень хорошо помогает метод вопросов – герою, ситуации. И к вечеру – к началу работы – у вас будет сумбурное, но все-таки представление, о чем писать. А из сумбура польза извлекается быстрее, чем из пустоты.
Если для работы определен день, тоже не садитесь писать сразу. Придумайте занятие, которое не мешает думать, – погулять полчаса, разобрать книжный шкаф и пр. За мелкими бездумными занятиями очень хорошо размышляется. Но не о вечном. 🙂 А о том, о чем писать следующий эпизод.
2. Пишете зарисовки на будущее.
Если продолжение упрямо не придумывается, оставьте это занятие. Вероятно, вам еще не пришли нужные мысли. Подумайте о других сценах – о концовке или о развязке. Продумайте их и запишите – короткими зарисовками. Это тоже проработка. И сбор материала. Когда его набирается достаточно, вопрос, о чем писать дальше, исчезает сам собой. Достаточно поднять все зарисовки, просмотреть и выстроить их в событийную цепь. И, конечно, подумать. Что, зачем и почему. Другими словами, поработать над идеей книги.
И напоследок. Не теряйте время на пустопорожнее сидение за компьютером. Если за пару часов вы так ничего и не придумали, займитесь другими делами. Да, ждать вдохновения – жизни не хватит, но и на книге свет клином не сходится. Чем весь день судорожно заставлять себя написать один абзац, лучше потратить время с пользой. Сделать отложенные дела, посмотреть фильм или почитать.
Я, кстати, часто замечаю, что именно в такие моменты расслабленности, когда ты не заставляешь себя работать, и приходят интересные идеи – или о новых книгах, или о том, как продолжить старую. Мозг все равно будет решать поставленную перед ним задачу. И лучше всего она решается не из-под палки, а в свое время. Опять же, фильмы и книги могут натолкнуть на дельную мысль.
Об интересе к истории и к работе над книгой
Вспомните моменты, когда вам и придумывалось, и писалось легко (или относительно легко). Что это состояние сопровождало? Подходящая обстановка, хорошее настроение, музыка, интерес к истории?
Подходящий настрой на работу – это, прежде всего, интерес к истории. Если его нет, если вам интересна только развязка, но не середина, – настроя не будет. И вдохновения тоже. Ищите интерес в каждом эпизоде, на каждой странице. Обязательно. Конечно, в книге есть такие места, о которых сказать надо, но вам эта тема скучна. Посмотрите на нее с другой стороны. Иногда достаточно просто иначе увидеть ситуацию– и иначе преподнести. С интересом.
Так же, помимо интереса собственно к истории, очень важен интерес к процессу – к написанию. Получать от работы удовольствие в писательстве необходимо, а оно – в том, чтобы с интересом связывать слова и плести из них образы. С последним у многих проблемы – нравится выдумывать, а вот записывать – уже нет.
Если все придумано, продумано, но пишется все равно тяжко, лично я использую метод «двух штрафных страниц». Он заключается в следующем. Вы определяете примерное время, за которое вам необходимо написать две страницы. Собираетесь с мыслями, засекаете время и садитесь писать. И не встаете со стула, не выходите в Интернет, пока не напишете. И обязательно уложиться в определенные, допустим, два часа, чтобы не растягивать «удовольствие» на сутки.
Почему именно такой объем – две страницы?
Как правило, именно 2-3 страниц нам хватает, чтобы или зверски устать выцарапывать слова, или же расписаться, почувствовать слово и проникнуться потерянным интересом. И после двух страниц я либо ставлю точку и закрываю файл, либо продолжаю усердно писать – но уже без заданного времени и объема, сколько получится – столько получится. О качестве материала я голову не грею. Ибо не в этом смысл черновика.
О «плохом тексте» и главах «ни о чем»
Смиритесь с тем, что книгу «о чем» – где каждый эпизод, каждый факт, каждое слово на месте – вы с первого раза не напишете никогда. Точка. И никто никогда не напишет, даже писатели с бездной опыта. Целостность текста, глубина смысла и красота образов достигаются шлифовкой. Это редактура, тестирование и снова редактура. И, согласитесь, глупо начинать шлифовать неготовую деталь. Сначала нужно ее сделать. Написать черновик, дать ему отлежаться и перечитать. И только тогда браться за шлифовку.
Поэтому смело пишете даже главы «ни о чем». Потом вы их перепишете, допишете, вырежете в конце концов. Это всего лишь текст, слова. Научитесь не жалеть их. Это только материал. Любой ремесленник использует исходного материала больше, чем нужно, для создания творческого продукта. У писателей это слова. Лично я за одну редактуру вырезаю, «выметаю» из текста под два авторских листа – это 40-50 страниц текста. И – нет – не жалко. А жалко – вырезайте и оставляйте в черновиках. Просто так, чтобы было.
Рано или поздно выработается привычка писать – сначала просто каждый день, потом – каждый день по «две штрафные» страницы. Потом – больше. И если вы чувствуете, что писательство – это ваш путь, то за привычкой придет и опыт. А с опытом – и легкость. И удовольствие от работы. И от истории, конечно же.
И еще один важный момент.
Восприятие текста – любого, вашего или чужого – во многом зависит от сиюминутного эмоционального настроя. Сейчас у вас плохое настроение после тяжелой работы, и написанное кажется косноязычным бредом.
Попробуйте перечитать его спустя недели две, в хорошем настроении, как чужой текст. И вы наверняка увидите разницу. И, вполне возможно, подумаете – а не так все плохо.
Пишите, как получается. Пишите, когда получается. Главное – закончить черновик. Довести дело до конца. Дать черновику отлежаться. А уже потом – шлифовать, вырезать и приводить в порядок. Когда история закончена, вы яснее и четче видите, что в тексте не так.
Удачи вам!
Друзья!
Если хотите задать нам вопрос, пишите на почту [email protected]
В теме письма обязательно укажите «Вопрос-Ответ». И предупредите, если хотите задать вопрос анонимно (тогда письмо опубликуем без имени).
Ждем ваших писем!
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).