Герои главные, второстепенные и эпизодические

Чем главный герой отличается от второстепенного или эпизодического? Как понять, какой герой у тебя в истории главный? Подобные вопросы от авторов-новичков я не раз слышала и на вебинарах, и на личных консультациях. Те, кто опытней, интересовались другим – как быть, если с главным героем скучно, а второстепенный внезапно интригует, очаровывает и беззастенчиво теснит невзрачного главгера? И может ли в книге быть несколько главных героев?

На курсах и видеолекциях мы не раз касались и этого вопроса, и других подводных камней, которые поджидают авторов при работе с героями любых мастей. А теперь попробуем разобраться в статье, в чем же все-таки разница между главным, второстепенным и эпизодическим героями.

Как уже говорилось в статье «Образ, персонаж, герой», главный герой всегда находится в центре сюжета, в центре повествования, в центре интриги и главного конфликта произведения. Это первый и самый важный признак. На главного героя приходится максимум «экранного времени», т.е. ему, раскрытию его действий и решений (и описанию последствий этих действий и решений) посвящено большинство сцен книги. И – третий основной признак – от действий главного героя зависит исход главного конфликта и/или решение центральной задачи всей истории, достижение Самой Важной Цели.

Чаще всего, чтобы определить, кто в книге главный герой достаточно задать простой вопрос: про кого это все написано? 🙂 Но, конечно, лучше задавать его не себе, а первым читателям вашей рукописи: они смогут быть гораздо объективнее! Сам автор может и ошибиться – к примеру, когда тяжко намучился с прописыванием всех особенностей характера основного персонажа, потратив на это больше всего часов работы над черновиком, а по факту оказалось, что перипетии друзей и спутников главгера и веселее получились, и больше места в книге занимают, чем основной сюжет.

Кстати, если пишете от третьего лица, можно провести еще одну простую проверку – по частотности имен. В Ворде есть такая функция «Найти и заменить». Вбиваете имя главного героя, ставите галочку «Выделить все элементы, найденные в Основной документ» и нажимаете кнопку «Найти все». Над кнопкой появится надпись «Найдено элементов: …» – и цифра. Проверьте так имя главного героя и имя того, кого подозреваете в желании под шумок влезть в центр истории. 🙂

Маленький секрет: вбивайте имена не полностью, без окончания, которое меняется, тогда получите результат, наиболее приближенный к реальности. Конечно, придется учитывать, что временами используются местоимения, синонимы, прозвища, в конце концов (хотя прозвища тоже можно проверить), но если значения будут сравнимы, это все равно повод задуматься и пристальней посмотреть – а про кого же все-таки история-то у вас получается?

После того как разобрались с главным героем, о признаках второстепенного, думаю, несложно догадаться. Второстепенный герой появляется «в кадре», то есть в сценах книги, не меньше 5-6 раз, не просто мелькая на фоне (как эпизодический), но обязательно при этом влияя на исход сцены или даже целого эпизода. Кроме того, второстепенный герой может (и даже, пожалуй, должен) влиять на решения главного действующего лица истории, его настроения, трансформацию ценностей и убеждений, а еще – на количество и качество трудностей, с которыми столкнется главный герой на своем пути к Самой Важной Цели.

У второстепенного героя есть и своя предыстория, которую довольно подробно узнают читатели, и свои проблемы, своя «боль», с которой он пытается совладать. Проблемы эти могут быть как напрямую связаны с ходом основного сюжета, так и являться центром конфликта побочной сюжетной петли. И третий признак: по мере решения своих личных проблем второстепенный герой тоже меняется, хоть и в меньшей степени, чем главный. Он может что-то понять о себе, приобрести какое-то новое качество, открыть в себе новую способность или просто стать лучше, чем был. Перемена – хотя бы самая небольшая – обязательна, чтобы считаться настоящим героем. 🙂

С этой точки зрения – необходимости явной перемены, развития – эпизодических героев можно спутать со статичными персонажами. Почему? Да ведь развитие таких героев, чаще всего, слишком медленное – не от сцены к сцене, а от книги к книге. И это, кстати, одна из характерных черт эпизодического героя. Обычно до такого уровня «дорастают» эпизодические персонажи, которых автор задействует в нескольких книгах цикла.

Что еще характерно для эпизодических героев? Попробуем вспомнить ярких эпизодических действующих лиц из известных книг. Например, племянник Лайонел из детективов о мисс Марпл Агаты Кристи, Галадриэль из «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина, мистер Олливандер из вселенной Гарри Поттера Дж. Роулинг, адвокат Дегре из романов об Анжелике Анн и Сержа Голон.

Что их всех объединяет?

Во-первых, как несложно заметить, все они появляются «в кадре» от случая к случаю и в общей сложности не больше 4-5 раз на книгу, а то и на всю серию книг.

Во-вторых, они четко привязаны либо к конкретной локации, либо к конкретной ситуации (а порой и к тому, и к другому) и появляются для того, чтобы дать главному герою нечто новое. Это может быть новая информация, новая возможность, новое качество или способность, а иногда и новое напоминание о чем-то важном. Это их свойство как раз и доказывает, что изначально эпизодические герои появляются в истории как «статисты» (см. статью «Статичные ролевые персонажи»).

В-третьих, у каждого есть четкий и вполне зримый, объемный образ, а также яркая черта или особенность характера, благодаря которым эти эпизодические персонажи запоминаются читателю.

Сомневаетесь? Давайте проверим. 🙂

  • Галадриэль – величественная владычица эльфов, золотоволосая Леди Света, представшая перед путешественниками в сиянии белых одежд, мудрая и всеведающая.
  • Лайонел – в глазах мисс Марпл милый мальчик, писатель тридцати с лишним лет, мало понимающий в жизни и в людской натуре, добрый, заботливый и вежливый.
  • Мистер Олливандер – невысокий живой старичок, обаятельный, хотя и несколько холодноватый, настоящий мастер своего дела, испытывающий больше эмоций по отношению к своим творениям, нежели к людям.
  • Адвокат Дегре – энергичный, бесстрашный авантюрист с острым умом, изворотливый и красноречивый; логик, мало поддающийся эмоциям, и при этом имеющий твердые принципы, бескомпромиссное следование которым позволяет ему уважать себя, несмотря ни на что.

Конечно, характер в обязательном порядке поддерживается еще и внешним видом и поведением, а все это вместе формирует трехмерный узнаваемый образ.

В-четвертых, у эпизодических действующих лиц редко есть предыстория, которую рассказывают читателю. Я не зря говорю именно «рассказывают». 🙂 Потому что у настоящего эпизодического героя предыстория все равно есть – в голове у автора. Хотя бы краткая. Потому что без настоящей истории сложно сочинить яркий образ и правдоподобный характер, не говоря уже о том, чтобы показать – пусть и пунктирно – развитие и изменение этого характера.

Вернемся к нашим примерам.

  • Галадриэль проходит испытание на глазах читателя, едва не поддавшись искушению Кольца, и смиряется с судьбой – и своего народа, и своей собственной.
  • Лайонел под влиянием тетушки Марпл постепенно начинает прозревать собственную наивность в отношении людской натуры, а пройдя через семейные неурядицы, становится гораздо взрослее и терпимее.
  • Мистер Олливандер к финалу цикла книг о Гарри Поттере из мастера-профессионала превращается в сломленного старика, которому предстоят годы наедине с собой и собственной слабостью.
  • Адвокат Дегре теряет остатки идеализма и превращается сначала в циничного полицейского, а потом – в жесткого (а порой и жестокого) политика, чья изворотливость, исключительная преданность королю и живой ум позволяют добиться самого высокого положения.

 

Как видите, история эпизодического персонажа развивается от книги к книге, и вместе с ней изменяется – к лучшему или к худшему – характер и образ, и персонаж становится героем.

В широком смысле к эпизодическим персонажам можно отнести всех появляющихся в книге людей (и нелюдей, если брать фантастику, мистику, фэнтези и пр.), стоящих где-то между безликой толпой и второстепенными героями. Такие персонажи, как правило, имеют личное имя и/или прозвище и выполняют значимую роль в сюжете. И только. Но, на мой взгляд, они недалеко ушли от «статистов», которых в старых пьесах обозначали номерами: например, когда героя останавливала на дороге шайка разбойников, то подающих реплики персонажей именовали «Разбойник 1», «Разбойник 2» и так далее.

Писать ярких эпизодических персонажей и героев – своего рода искусство. Некоторым оно дается легко, некоторым не очень. Но если знать базовые принципы и много практиковаться, то всему можно научиться.

Поделиться:
Светлана Первая

редактор, писатель

Cтраница ВКонтакте – “Отблески миров”

Канал в Дзене – Редактор Школы Вдохновения

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx