Жанры современной литературы

Жанры современной литературыНынче каких только книг не встретишь на полках магазинов! Основой нынешнего жанрового богатства литературы является как исторически сформировавшее наследие писателей прошлых лет, так и веяния времени настоящего. Так что сегодня вниманию читателей представлено множество направлений, течений и жанров.

Но особенно литературное разнообразие интересно писателям: ведь именно им решать, в каком жанре работать.

А если вы – начинающий автор, то вам особенно важно уметь разбираться в особенностях и тонкостях жанровой литературы, чтобы наверняка понимать направление будущей работы. И от вашей точности и прозорливости в выборе жанра во многом будут зависеть шансы вашей рукописи на издание.

Для начала: что такое литературный жанр?

Прежде всего, отметим, что есть два понятия жанра:

— литературоведческое (по форме произведения — рассказ, повесть, роман и т. п.);

— прикладное (по типу произведения — детектив, любовный роман, боевик и т. п.).

Мы будем подробно рассматривать именно прикладные жанры современной литературы.

Итак, жанр – это тип литературного произведения, который имеет строгие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его решения, характеристики героя и т. п.). Жанр – это явление динамичное, и черты одного жанра зачастую проникают в другой, порождая поджанры.

Какие именно характерные черты объединяют произведения в конкретный жанр? Давайте разбираться.

Основные жанры современной массовой литературы

1. Боевик.

Динамичный и, как правило, кровавый жанр, к характерным чертам которого относятся:

  • Боевикмаксимум действия: герои не стоят на месте, даже оказавшись на развилке главной дороги, и постоянно передвигаются – по улицам города, из города в город, из страны в страну;
  • минимум смысла – даже на развилке герой не думает, а действует по обстоятельствам, которые редко обоснованы хотя бы тем, что «запад – там, где заходит солнце», минимум логики, никаких описаний, кроме сражений;
  • наличие положительного главного героя – спасителя мира, человечества, города, правительства. Герой незауряден, обучен воевать, обречен действовать в ситуации постоянного стресса и опасности, часто оказывается в гуще событий совершенно случайно и при этом всегда выживает;
  • наличие антагониста – отрицательного героя, которому противостоит герой положительный. Антагонист, как правило, весьма влиятелен, богат, неглуп, слегка не в себе, хочет погубить мир, страну, город, правительство и доживает до финала, чтобы там либо умереть, либо сесть в тюрьму;
  • описание драк, боев, ловушек для героя, различного оружия и военных технологий составляет две трети книги;
  • горы трупов и море крови с описанием травм, ушибов, пыток – обязательны; причем половина трупов – от злодея, половина – от положительного героя.

 

2. Детектив.

Жанр, основанный на разгадке тайны, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования.

Жанровые черты:

к детективу

  • логичность построения сюжета — случайности исключены, причины и следствия взаимосвязаны и обоснованы, каждое предположение имеет фактологическое основание и обоснование;
  • полнота фактов – расследование строится только на той информации, которая передана читателю, и она должны быть максимально полной и достоверной. «А как я до этого додумался – вы узнаете в финале» — исключено. Читателю важно не только наблюдать за ходом действий, но и вести самостоятельное расследование;
  • наличие четких статичных ролей: следователь (сыщик), помощник сыщика (напарник, стажер), преступник (убийца, похититель, вор), пострадавший (убитый, семья убитого), информатор (например, бабушка-соседка, которая все обо всех знает), свидетель (свидетели), подозреваемый (круг подозреваемых);
  • обыденность обстановки;
  • как правило, небольшой охват территории расследования;
  • в финале все загадки должны быть разгаданы, а на все вопросы – найдены ответы.

 

3. Любовный роман.

Лирическая история, основанная на чувствах и эмоциях влюбленных, жанровые черты которой — это:

Gone-with-the-Wind-32032

  • наличие незаурядной главной героини с отличительной особенностью, которая выделяет ее из толпы: либо она серая мышка и синий чулок, либо сногсшибательная красавица с тайным дефектом, либо старая дева, либо импульсивная искательница приключений;
  • наличие главного героя – красивого и мужественного аристократа, очаровательного и обаятельного, часто при всем прочем – негодяя и мерзавца, еще чаще – имеющего побочную романтическую профессию (вора, пирата, разбойника или Робин Гуда);
  • наличие третьего лишнего (соперника) – влюбленного поклонника у героини (часто тот родом из детства), красивой и яркой соперницы (бывшей любовницы героя, его брошенной невесты или жены);
  • романтические и эмоциональные обстоятельства, которые сводят будущих влюбленных (брак по расчету, встреча на балу);
  • любовь (или плотское желание) – с первого взгляда (или прикосновения);
  • множество препятствий, которые герои должны преодолеть во имя любви друг к другу (разница социальных статусов, бедность и гордость одного из героев, семейная вражда и др.);
  • эмоциональные описания переживаний, бурных объяснений и выяснений отношений на фоне красивого антуража (природы, бальных залов, балконов, оранжерей) занимают две трети книги;
  • яркие и чувственные описания первых поцелуев и прикосновений обязательны, постельных сцен – по обстоятельствам;
  • в финале герои обязательно должны преодолеть все трудности и препятствия, остаться вместе (пожениться, обручиться, переспать) и уверенно смотреть в светлое будущее.

 

4. Фантастика (научная фантастика, фэнтези).

Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.

Жанровые черты:

76767265

  • выдуманный мир или измененная реальность – другая планета, альтернативное прошлое или будущее Земли, космос и Вселенная, параллельный мир, игровая реальность, сказочный мир и т.д.;
  • система научных или псевдонаучных знаний, выдуманных (система магии) или значительно опережающих развитие современной науки, а также результаты научных достижений (техномагия, волшебные артефакты, космические корабли и др.);
  • несуществующие в природе явления и биологические виды растений, животных, гуманоидных рас и т. п.;
  • герои, наделенные необычными способностями, и сами способности, в выдуманном мире являющиеся обыденностью;
  • широкое, зачастую необъятное поле деятельности (планета или система миров, Вселенная), фантастические законы мироздания (возможность перемещаться в прошлое, преодолевать привычные законы притяжения), непривычная, отличная от нашей структура мироустройства, общества, порядка.

У каждого из четырех названных жанров есть, как мы уже говорили, множество поджанров: например, фэнтези-детектив, боевая фантастика (космоопера), любовное фэнтези и другие. Наверняка вы и сами встречали подобные «гибриды».

 

5. Мистика.

Мистику иначе называют «литературой ужасов» и не беспричинно. Основная цель мистического произведения – напугать читателя, причем неважно, какими методами – введением страшного персонажа, описанием сверхъестественного явления или же нагнетанием обстановки и ожиданием страха.

Жанровые черты мистики:

  • инфернальная тематика – так или иначе в мистике затрагивается тема смерти, выраженная с помощью: а) потусторонних персонажей (привидений и духов, зомби, демонов); б) обстановки (старые кладбища, заброшенные дома или замки с подвалами-склепами); в) явлений (таинственных голосов с того света, связи с духами через сны); г) факта смерти, который становится началом в цепи странных событий;
  • детали антуража, которые не поддаются логическому объяснению и обоснованию – таинственные звуки; надписи на стенах или кровавые пятна на полу, возникающие из ниоткуда; пропадающие предметы и в никуда исчезающие люди;
  • сверхъестественные явления, события или герои являются основным двигателем сюжета, а понимание их сути, как правило, служит разгадкой интриги и ставит точку в истории;
  • герои, наделенные необычными способностями, — экстрасенсы, мистики, ясновидящие, практикующие черную магию либо же изгоняющие нечисть;
  • атмосфера страха или ожидания страха, таинственности и загадочности сопровождает читателя на протяжении всей истории. И роль читателя – разгадывать загадки или искать объяснения неожиданным явлениям, преодолевая собственный испуг и страх перед необъяснимым.
Курс Ключи к мистике
Литературный курс "Ключи к мистике: как писать книги в мистическом жанре"

Вы научитесь подбирать необходимую информацию и перерабатывать ее в новые сюжетные идеи, а также узнаете, из чего состоит атмосфера мистики, как придумать мистический сюжет и прописать достоверного мистического персонажа.

По итогам работы у вас на руках будет план истории + проработанные детали мира, мистической атмосферы + опыт в написании мистических сцен.
Заказать курс

 

6. Авантюрный (приключенческий) роман.

Захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев, которая имеет такие жанровые черты:

  • постоянная смена «фона»: герои не сидят на месте, оказываясь то в большом городе, то в тундре, то за Полярным кругом. Зачастую их перемещения являются следствием случайного стечения обстоятельств (крушение самолета или корабля; опоздал на самолет – пришлось ехать поездом с пересадкой на автобус; прибыл на новое место – побежал-поехал по окрестностям);
  • красивые детальные описания местности (природы, городов), средств передвижения (самолетов, катеров, лошадей), попутчиков;
  • наличие множества случайностей: а) затягивающих путь героя (кончился бензин – сворачиваем с пути в поисках заправки); б) заставляющих его постоянно двигаться (наступил в кабаке на ногу бандиту – удирай от его банды без оглядки); в) дающих герою краткую возможность перевести дух (неожиданная смена погоды);
  • линейный сюжет – от точки А в точку Б, от начала пути до цели, причем цель – это именно конечный пункт;
  • логика событий не так важна, как наличие многочисленных приключений и происшествий;
  • герои приключений либо: а) прожженные авантюристы, готовые к сложным обстоятельствам; имеющие различные теоретические и практические навыки выживания; имеют при себе безразмерный вещмешок со всевозможными необходимыми приспособлениями; неглупы, креативны, сильны физически и найдут выход из любой ситуации; б) тихие домоседы, волею случая выброшенные в море приключений, — физически неподготовленные, ничего необходимого при себе не имеющие (порой даже паспорта). Распространенный случай – когда два столь разных героя находятся в одной упряжке, причем один – мужчина, а второй – женщина.

 

7. Исторический роман.

Художественное произведение, основанное на реальных фактах или событиях из исторического прошлого (начиная с событий минимум двадцатилетней давности).

Жанровые черты:

  • точность в деталях и фактах (датировка и развитие событий; жизненный путь героя – от имени до описания внешности и времени смерти);
  • четко обозначенные временные рамки;
  • в центре повествования – реально существовавшая историческая личность (группа людей) и связанные с ней исторические события;
  • антураж эпохи или событий соблюден до мелочей (костюмы жителей города или страны, народные традиции, особенности питания и проживания);
  • сочетание правдивого изображения событий прошлого с динамичной и интересной интригой, двигателями которой становятся реальные и вымышленные персонажи, а также сложные и страстные отношения между ними;
  • доля авторского вымысла — минимальна. Она необходима для украшения повествования, для усиления интриги и не должна вводить в заблуждение, «переписывая» историю.

 

Итак, мы с вами разобрали основные жанры развлекательной литературы. Конечно, есть книги, которые сложно отнести к определенному типу. Есть и такие произведения, которые к развлекательной литературе не относятся вообще. Куда же их тогда?..

Об этом мы поговорим в статье о направлениях современной литературы.

Следите за обновлениями!

Поделиться:
Дарья Гущина

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Авторская страница на Author.today

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
2 комментариев
Сначала старые
Сначала новые По количеству голосов
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Сергей
25.10.2018 11:16

Спасибо за объяснения.
А в каком жанре писал О. Генри, в частности «благородные обманщики»?
Понятно, что короткий рассказ, новеллы, но какой жанр а не форма?

Админ
Светлана Первая
16.08.2019 01:30
Reply to  Сергей

Я бы сказала, юмористическая приключенческая проза. Но, конечно, по каждой истории стоит смотреть отдельно)

2
0
Оставьте комментарийx