Как проработать достоверность персонажа

4.8
(6)

Достоверность – важнейший показатель любого образа, будь то эпизодичный персонаж, появляющийся в книге один раз в одном абзаце, или главный герой.

Достоверность – это читательское «верю» и «вижу», когда образ встает перед глазами как живой, даже на всё тот же один абзац.

И по-хорошему для достоверности нужно прорабатывать каждого персонажа – они оживят историю и запомнятся. А вместе с ними читателю запомнится и история.

 

На что надо обратить внимание при проработке достоверности?

  1. Реалистичная внешность.

Идеальных людей (или нелюдей) не бывает, всегда найдется что-то, что будет выбиваться из идеального образа: длинноватый нос, странная родинка, сутулость, большие уши, заикание, нервные движения, неряшливость в одежде. В образе обязательно должен быть изъян, который не отвечает канонам идеальности. Чаще всего людей роднят не достоинства, а недостатки, и недостаток во внешности должен быть обязательно.

 

  1. Реалистичность поведения.

Повадки, мимика, поступки, образ жизни – в этом тоже должно быть что-то с изъяном. Если персонаж не умеет злиться, завидовать, быть злопамятным или чрезмерно самоуверенным, то в этом образе нет жизненности. Как и если в том же злодее сплошь тьма. Люди сотканы из света и тени, и в любой светлой душе есть темный недостаток, равно как и в темной – хоть одна хорошая, положительная черта.

 

  1. «Переживательность» образа.

Очень важно, чтобы образ вызвал отклик в читательской душе – поступками, словами, событиями, в которых он принимает участие (или в которых его заставили поучаствовать). Отклик может быть любым – сочувствие или симпатия, любопытство или отторжение, умиление или ненависть. Любой, лишь бы был. Лишь бы образ не оставил читателя равнодушным.

Чаще всего для создания «переживательности» используют:

а) угрозу жизни (персонажу, его близким);

б) сиротство или потерю семьи (друзей, вообще всех близких);

в) юморное хулиганство и шалопайство с нарушением всех правил и законов; рисковые прогулки по лезвию ножа;

г) несправедливое отношение к персонажу (травля, ложные обвинения, всеобщая нелюбовь без доказательств и др.);

д) разрыв отношений между влюбленными или их запрет; любовные треугольники и квадраты с мучительным выбором;

е) тяжелые жизненные обстоятельства, которые усложняются и усугубляются с каждой следующей главой.

И так далее.

Но использовать эту составляющую мало, надо ее основательно проработать – фактически прожить вместе с персонажем, чтобы внести в ситуацию «переживательности» как можно больше искренности и честности: что он чувствует, как проходит испытания, где ломается или находится на грани, как справляется, какие выводы извлекает, какими мыслями делится. Лишь тогда читатель проживет ситуацию с персонажем и поймет: «Верю!»

На сайте Школы есть еще одна статья о сопереживании герою – «Как добиться глубокого сопереживания от читателя». Читайте!

 

  1. История образа.

Чтобы читатель поверил, история персонажа (не только общесюжетная, в которой он принимает участие, но и личная) должна быть продуманной и логичной. Или хотя бы просто должна быть. Даже для второстепенного или эпизодичного персонажа можно продумать несколько стержневых точек – где учился, когда женился, как сейчас жизнь складывается, – и вплести эти факты в сцены с его участием.

Жалобы трактирщика на налоги и сварливую жену, рассказы торговца о бедности с перечислением государственных и географических причин, заунывная просительная молитва нищего с пожеланиями того, чего у него самого нет, – всё это добавляет образам жизненности. И у читателя создается ощущение, что они настоящие.

Да, и чем больше места занимает персонаж, тем глубже надо продумывать его историю. И если эпизодичному трактирщику хватит двух деталей истории (работы да сварливой жены), то у второстепенного персонажа, мелькающего в сюжете несколько раз, деталей должно быть уже пять-шесть. А у героя и того больше. И, конечно, их важно увязать с миром, чтобы персонаж существовал не сам по себе, а был частью мира и его истории (и трактирщик профессию не выбирал, в его роду все были трактирщиками, это законы рода, а развестись он не может – позор на веки вечные).

 

  1. Активность образа.

Пассивные персонажи не вызывают отклика и проходят мимо внимания читателя. И если пассивность нашего трактирщика, который появляется один раз, простительна, то герои и персонажи, которые просто существуют и плывут по течению, вызывают недоумение. Они ведь потому и взяты в историю, чтобы менять ее своей активностью, участвовать (вольно или невольно) в жизни мира, высказывать свою точку зрения и доказывать ее действиями.

 

  1. Логика характера и последовательность в поступках.

Это, наверно, самый сложный момент.

Очень важно сразу, изначально, прописать характер персонажа и определить его основные черты, чтобы избежать сюжетных ошибок. Чтобы вспыльчивый персонаж в нужных местах сердился, а не вздыхал философски. Чтобы миролюбивый избегал конфликтов, а не ругался из-за ерунды. Чтобы драчливый лез в бутылку, а не трусил в темных переулках. А трусливый чтобы обходил их стороной.

И если заявлено, что персонаж хам, он должен быть хамом в любых ситуациях (и, конечно, с «обоснуем» – почему он такой). А если девица – девица, то она и должна быть девицей даже с самым-самым искушенным Казановой и не оправдываться столь популярным в современных романах «предательством тела».

Исходя из выбранного характера, продумываются два направления – поступки (поведение) и речь. Поступки – чтобы не было того самого внезапного «предательства тела», чтобы девица имела крепкий моральный стержень. А речь (в том числе и внутренняя, «мыслительная») – чтобы хам выглядел хамом, думал как хам и говорил как хам, а не как аристократ в десятом колене.

Конечно, последовательный персонаж покажется предсказуемым, но это только на пользу, ведь читатель будет знать, что ожидать от образа. И на этом можно прекрасно сыграть в тех ключевых моментах, когда персонажу предстоит сделать сложный выбор и измениться. И тем самым удивить читателя.

 

  1. Внутренние проблемы.

Тоже непростой момент, обязательный для главных действующих лиц.

Внешних проблем для персонажей создается с избытком. Угроза жизни, долги, сложности в работе – и так далее. А вот внутренние проблемы авторы часто обходят стороной или касаются их поверхностно. А ведь именно внутренняя жизнь – психологические проблемы выбора, попытки принять новые ценности с отказом от старых, ломка характера под влиянием обстоятельств – делает персонажей по-настоящему живыми. Ибо беспроблемных людей не бывает. Все внутренне проблемны, и даже если персонаж бежит от разборок с самим собой – это уже плюс.

Главные герои и персонажи обязательно должны меняться – расти над собой, делать выводы из пережитого, – и тем самым преодолевать внутренние конфликты и трудности.

И даже наш трактирщик имеет полное право в конце истории, вновь принимая в своем заведении героев, похвастать тем, что сделал выбор в пользу собственного спокойствия и нарушил завет предков. Да, посмотрел на наших героев и решил: а чем он хуже?

 

  1. Соответствие реалиям мира.

Простой пример. Авторы любовного фэнтези очень любят писать о 30-летних попаданках, которые оказываются в мире средневековья, – и сразу нарасхват, и сразу короли с герцогами в очередь выстраиваются, чтобы жениться. Хотя как может женщина средних лет оказаться востребованной в обществе, где выходят замуж в 14-16 лет, а 30 лет – уже старость? Да еще и среди аристократов, где главное требование, предъявляемое к женщине,– родить здоровых наследников и как можно больше, ибо медицина находится на все том же средневековом уровне, и младенческая смертность очень высока?

Характеры и прочие качества персонажей обязательно должны соответствовать реалиям мира. И в речи – тоже. И никакие «пофиг» в мире фэнтези без попаданцев недопустимы – это речевой маркер нашей современности, который в иной сказочной реальности неуместен.

 

Что еще проверять для повышения достоверности истории?

Также для достоверности можно проверить:

  • равны ли примерно протагонист и антагонист (не перевешивает ли чрезмерно один другого, победимы ли оба, имеют ли слабые места);
  • не говорят ли персонажи больше, чем делают (диалоги – это двигатель сюжета, но двигатель образа – именно действия, в том числе и движения души);
  • нет ли в хороших персонажах слишком много хорошего, а в плохих – слишком много плохого;
  • не поступает ли персонаж так, как вам хочется, минуя главные интересы истории.

И, повторюсь, достоверность – это очень, очень важная деталь любого образа, от эпизодического до главного. Уделите ей самое пристальное внимание, и читательское «верю» вам обеспечено.

Сборник О героях и персонажах
Сборник статей "О героях и персонажах"

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы собрали лучшие из них в несколько сборников. В этот вошли статьи, которые от начала и до конца рассказывают о работе над образами, персонажами и героями книги. Некоторых текстов еще нет на сайте и появятся они нескоро.

Купить сборник

Как вам статья?

Оцените, пожалуйста, от 1 до 5

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 6

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Поделиться:

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Авторская страница на Author.today

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx