Как проработать достоверность персонажа
Достоверность – важнейший показатель любого образа, будь то эпизодичный персонаж, появляющийся в книге один раз в одном абзаце, или главный герой.
Достоверность – это читательское «верю» и «вижу», когда образ встает перед глазами как живой, даже на всё тот же один абзац.
И по-хорошему для достоверности нужно прорабатывать каждого персонажа – они оживят историю и запомнятся. А вместе с ними читателю запомнится и история.
На что надо обратить внимание при проработке достоверности?
- Реалистичная внешность.
Идеальных людей (или нелюдей) не бывает, всегда найдется что-то, что будет выбиваться из идеального образа: длинноватый нос, странная родинка, сутулость, большие уши, заикание, нервные движения, неряшливость в одежде. В образе обязательно должен быть изъян, который не отвечает канонам идеальности. Чаще всего людей роднят не достоинства, а недостатки, и недостаток во внешности должен быть обязательно.
- Реалистичность поведения.
Повадки, мимика, поступки, образ жизни – в этом тоже должно быть что-то с изъяном. Если персонаж не умеет злиться, завидовать, быть злопамятным или чрезмерно самоуверенным, то в этом образе нет жизненности. Как и если в том же злодее сплошь тьма. Люди сотканы из света и тени, и в любой светлой душе есть темный недостаток, равно как и в темной – хоть одна хорошая, положительная черта.
- «Переживательность» образа.
Очень важно, чтобы образ вызвал отклик в читательской душе – поступками, словами, событиями, в которых он принимает участие (или в которых его заставили поучаствовать). Отклик может быть любым – сочувствие или симпатия, любопытство или отторжение, умиление или ненависть. Любой, лишь бы был. Лишь бы образ не оставил читателя равнодушным.
Чаще всего для создания «переживательности» используют:
а) угрозу жизни (персонажу, его близким);
б) сиротство или потерю семьи (друзей, вообще всех близких);
в) юморное хулиганство и шалопайство с нарушением всех правил и законов; рисковые прогулки по лезвию ножа;
г) несправедливое отношение к персонажу (травля, ложные обвинения, всеобщая нелюбовь без доказательств и др.);
д) разрыв отношений между влюбленными или их запрет; любовные треугольники и квадраты с мучительным выбором;
е) тяжелые жизненные обстоятельства, которые усложняются и усугубляются с каждой следующей главой.
И так далее.
Но использовать эту составляющую мало, надо ее основательно проработать – фактически прожить вместе с персонажем, чтобы внести в ситуацию «переживательности» как можно больше искренности и честности: что он чувствует, как проходит испытания, где ломается или находится на грани, как справляется, какие выводы извлекает, какими мыслями делится. Лишь тогда читатель проживет ситуацию с персонажем и поймет: «Верю!»
- История образа.
Чтобы читатель поверил, история персонажа (не только общесюжетная, в которой он принимает участие, но и личная) должна быть продуманной и логичной. Или хотя бы просто должна быть. Даже для второстепенного или эпизодичного персонажа можно продумать несколько стержневых точек – где учился, когда женился, как сейчас жизнь складывается, – и вплести эти факты в сцены с его участием.
Да, и чем больше места занимает персонаж, тем глубже надо продумывать его историю. И если эпизодичному трактирщику хватит двух деталей истории (работы да сварливой жены), то у второстепенного персонажа, мелькающего в сюжете несколько раз, деталей должно быть уже пять-шесть. А у героя и того больше. И, конечно, их важно увязать с миром, чтобы персонаж существовал не сам по себе, а был частью мира и его истории (и трактирщик профессию не выбирал, в его роду все были трактирщиками, это законы рода, а развестись он не может – позор на веки вечные).
- Активность образа.
Пассивные персонажи не вызывают отклика и проходят мимо внимания читателя. И если пассивность нашего трактирщика, который появляется один раз, простительна, то герои и персонажи, которые просто существуют и плывут по течению, вызывают недоумение. Они ведь потому и взяты в историю, чтобы менять ее своей активностью, участвовать (вольно или невольно) в жизни мира, высказывать свою точку зрения и доказывать ее действиями.
- Логика характера и последовательность в поступках.
Это, наверно, самый сложный момент.
Очень важно сразу, изначально, прописать характер персонажа и определить его основные черты, чтобы избежать сюжетных ошибок. Чтобы вспыльчивый персонаж в нужных местах сердился, а не вздыхал философски. Чтобы миролюбивый избегал конфликтов, а не ругался из-за ерунды. Чтобы драчливый лез в бутылку, а не трусил в темных переулках. А трусливый чтобы обходил их стороной.
И если заявлено, что персонаж хам, он должен быть хамом в любых ситуациях (и, конечно, с «обоснуем» – почему он такой). А если девица – девица, то она и должна быть девицей даже с самым-самым искушенным Казановой и не оправдываться столь популярным в современных романах «предательством тела».
Исходя из выбранного характера, продумываются два направления – поступки (поведение) и речь. Поступки – чтобы не было того самого внезапного «предательства тела», чтобы девица имела крепкий моральный стержень. А речь (в том числе и внутренняя, «мыслительная») – чтобы хам выглядел хамом, думал как хам и говорил как хам, а не как аристократ в десятом колене.
Конечно, последовательный персонаж покажется предсказуемым, но это только на пользу, ведь читатель будет знать, что ожидать от образа. И на этом можно прекрасно сыграть в тех ключевых моментах, когда персонажу предстоит сделать сложный выбор и измениться. И тем самым удивить читателя.
- Внутренние проблемы.
Тоже непростой момент, обязательный для главных действующих лиц.
Внешних проблем для персонажей создается с избытком. Угроза жизни, долги, сложности в работе – и так далее. А вот внутренние проблемы авторы часто обходят стороной или касаются их поверхностно. А ведь именно внутренняя жизнь – психологические проблемы выбора, попытки принять новые ценности с отказом от старых, ломка характера под влиянием обстоятельств – делает персонажей по-настоящему живыми. Ибо беспроблемных людей не бывает. Все внутренне проблемны, и даже если персонаж бежит от разборок с самим собой – это уже плюс.
И даже наш трактирщик имеет полное право в конце истории, вновь принимая в своем заведении героев, похвастать тем, что сделал выбор в пользу собственного спокойствия и нарушил завет предков. Да, посмотрел на наших героев и решил: а чем он хуже?
- Соответствие реалиям мира.
Простой пример. Авторы любовного фэнтези очень любят писать о 30-летних попаданках, которые оказываются в мире средневековья, – и сразу нарасхват, и сразу короли с герцогами в очередь выстраиваются, чтобы жениться. Хотя как может женщина средних лет оказаться востребованной в обществе, где выходят замуж в 14-16 лет, а 30 лет – уже старость? Да еще и среди аристократов, где главное требование, предъявляемое к женщине,– родить здоровых наследников и как можно больше, ибо медицина находится на все том же средневековом уровне, и младенческая смертность очень высока?
Характеры и прочие качества персонажей обязательно должны соответствовать реалиям мира. И в речи – тоже. И никакие «пофиг» в мире фэнтези без попаданцев недопустимы – это речевой маркер нашей современности, который в иной сказочной реальности неуместен.
Что еще проверять для повышения достоверности истории?
Также для достоверности можно проверить:
- равны ли примерно протагонист и антагонист (не перевешивает ли чрезмерно один другого, победимы ли оба, имеют ли слабые места);
- не говорят ли персонажи больше, чем делают (диалоги – это двигатель сюжета, но двигатель образа – именно действия, в том числе и движения души);
- нет ли в хороших персонажах слишком много хорошего, а в плохих – слишком много плохого;
- не поступает ли персонаж так, как вам хочется, минуя главные интересы истории.
И, повторюсь, достоверность – это очень, очень важная деталь любого образа, от эпизодического до главного. Уделите ей самое пристальное внимание, и читательское «верю» вам обеспечено.
Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?
Мы собрали лучшие из них в несколько сборников. В этот вошли статьи, которые от начала и до конца рассказывают о работе над образами, персонажами и героями книги. Некоторых текстов еще нет на сайте и появятся они нескоро.
Купить сборник
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).