Вопрос-ответ: Творчество по графику – плюсы, минусы и способы работы
На почту Школы вдохновения часто приходят письма с разными вопросами о писательском творчестве, и мы по-прежнему помогаем авторам, поднимающим интересные темы, отвечая им советом-статьей.
***
С согласия автора, обратившегося к нам, публикуем его письмо (орфография и пунктуация сохранены):
Добрый день. Очень нравится ваш сайт, черпаю из статей много полезного. Сегодня прочла статью “Вопрос-Ответ: Как бороться с пораженчеством и писать книги до конца” и, наконец, решилась задать вопрос, не дающий мне жить уже несколько дней.
Я хотела написать книгу до мая текущего года (была цель успеть отредактировать ее к началу июня в подарок любимому человеку), начала работать в январе. Составила “непрерывный” календарь на полгода, где отмечала дни работы и лени для стимула. Но остался всего месяц, а сюжет не дошел и до середины. Смотрю на календарь и руки опускаются, тянут вниз мысли, что не успею, что ничего не получится. Отсюда появилось и недовольство текстом. Возможно ли как-нибудь справиться с возникающим ступором?
Очень надеюсь на ваш совет…
С уважением, Анастасия
***
Творчество по графику – вещь очень полезная, бесспорно. И у него есть масса плюсов. Вы постоянно находитесь в потоке и помните все сюжетные события. Плюс появляется опыт и улучшаются навыки письма. И, соответственно, растет скорость работы. И с мыслями собраться легче, и на работу настраиваешься быстрее.
Но у графика есть и минусы. Творчество не любит жестких рамок. Творческие люди слишком зависимы от настроения, от запаса сил и эмоций. Бывает, что настраиваешься писать, знаешь, о чем пойдет речь в следующей главе, – но вместо работы сидишь и два часа ковыряешь один абзац. Нет эмоциональных сил. Нет желания работать. И нет вдохновения.
К тому же жизнь вмешивается, ломая планы – болезнями, сорванными кранами в ванной и прочими неурядицами. Которые и настроение портят, и графики ломают. И не дай бог начать судорожно наверстывать упущенное… Загоняешь себя так, что появляется бешеная усталость и неприязнь к творческой работе. И ступоры. И нежелание продолжать работу.
Личный опыт написания книги по графику
Я не знаю, что именно вмешалось в ваши планы, поэтому причины выдумывать не буду. А просто расскажу, как сама работала по графику. Возможно, мой опыт поможет преодолеть ступор и закончить начатое.
1. Садясь за работу, я досконально продумала всю книгу, от и до. Нарисовала схему идеи – что легло в основу сюжета, как на него влияло. Предыстория, костяк истории (настоящее) и ее развитие были записаны одной схемой, со стрелочками и обозначениями причин и следствий. Второй схемой я расписывала сюжет поглавно. Глава – сюжетное событие – действия героини – выводы. Это помогло упорядочить мысли.
2. Я не ставила себе жесткие сроки – по дням, по неделям. Просто решила для себя, что напишу черновик до отпуска – до середины мая. Рассчитала примерный объем романа – 310-330 страниц. Определила количество и примерный объем глав – 14-16 листов (плюс минут еще пара). И решила, что буду писать главу-полторы в неделю. Причем как писать – неважно. Карта ляжет – за сутки напишу, нет – буду тянуть по 2-3 страницы в день.
Дней для лени не было. Была установка: напишешь главу за два дня – отдыхай пять. Это удивительным образом стимулирует, кстати. Я усердно писала по вечерам в рабочие дни так, что к выходным заканчивала главу. А в выходные либо отдыхала, либо редактировала написанное, либо дополняла схемы, либо – да! – писала следующую главу.
Техника безопасности
В работе по графику очень важно не загнать себя. Ведь иногда попытки заставить себя писать тогда, когда «надо!», жрут сил больше, чем, собственно, работа. Именно поэтому я и не стала планировать жестко дни работы. Выполнила норму, и хочешь – гуляй, хочешь – дальше пиши. Плюс я разбила роман на три части и по окончанию каждой отдыхала – ходила в кино, гуляла, читала. То есть на несколько дней полностью отключалась от истории. «Проветривать» мозги необходимо.
Итог таков: писать я села в конце января, а закончила к началу мая. С одной стороны, плавающий режим «сегодня хочу и буду – завтра не хочу и не буду» сильно не напрягал, с другой стороны, подстегивал. С предыдущими романами история была такой: полгода-год я писала 100 листов – врабатывалась, а потом за месяц дописывала 250 – на сумасшедшем порыве, который выжигал дотла. И порой на концовку сил не хватило. А работа по графику как раз помогла и силы распределить, и не терять год на «сбор с мыслями».
Возможные способы выхода из творческого ступора
Вот что я, исходя из опыта, могу посоветовать:
1. Не загоняйте себя в жесткие рамки.
Ежовые рукавицы хороши в меру.
Оглянувшись на свой опыт, прикиньте, какой объем вы можете написать за месяц. Допустим, это 50 листов. Вычитайте из них двадцать – это то, что вы не напишите из-за решения непредвиденных проблем. То есть, тридцать листов. Лист в день. Ничего сложного, верно? И даже если в ванной сорвет кран, или в гости нагрянут родственники, на лист вы точно соберетесь. Настраивайтесь на минимальный объем, на пугайте себя и Музу. А вот пишите столько, сколько получится.
Так, с утра вы сели писать, чтобы выполнить норму, а после – побаловать себя прогулкой или фильмом. А работа вдруг «пошла». И вы написали пять листов. Забудьте о них. Вы написали лист. И завтра нужен еще один. И послезавтра. И через пару недель вы обнаружите, что 30 листов есть. А ведь вы можете написать 50. Но, опять же, лист в день, а после него – как получится.
Весь «случайный» объем, который выходит сверх нормы, не учитывайте. Иначе может закрепиться установка: могу пять в день – значит, обязательно, значит, пересчитываем месячный график. А завтра в ванной сорвет кран, послезавтра вы подцепите ОРВИ, и графики – коту под хвост, и метания – а как же наверстать?.. Лист в день – и точка. Не хочется сегодня писать – завтра будет два. Но с таким подходом будьте осторожны – не копите объем «в долг».
Впрочем, полезно иметь и план А, и план Б: работать семь дней и писать семь листов или работать один день и писать недельный объем за раз. Тактика «или – или» дает возможность выбирать удобные дни для работы и отдыха. И не так, как было запланировано месяц назад, а как душа или здоровье требует. Вы можете предвидеть, размечая рабочие дни на полгода вперед, что простудитесь? Нет. А план составите. И внутри засядет «надо». И это будет нервировать и дергать. Да, имейте план Б.
А если совсем не работается, если жизнь ломает планы – простите себе эти несчастные страницы, отдохните неделю. В конце концов, у вас есть заначка – тот самый незапланированный, но выполненный объем. А если нет – то и ладно. Никуда история от вас не убежит. Не относитесь к ней как работе, когда «надо». Не пишется – расслабьтесь и отдохните. Будут силы – и работа пойдет. Но, возможно, придется немного подкорректировать график. Но лучше сдвинуть сроки на месяц, чем измотать себя и впасть в ступор на год.
Соответственно, и книгу планируйте с учетом «запасного» месяца-двух – на случай, если. И не четыре месяца ставьте сроком, а полгода плюс две недели. С одной стороны, у вас будут рамки – полгода, с другой – они плавающие, с учетом непредвиденного. И вы спокойно решите проблемы или неделю отдохнете, зная, что время терпит.
Но не на объем, норму и работу, а как на прогулку. На прогулку по истории. Обдумывайте с вечера то, что будете писать утром: диалоги, описания, сюжетные ходы. Перед сном пробегись по написанному, похвалите себя, посмейтесь собственным шуткам, улыбнитесь меткому замечанию. И ни в коем случае не ищите косяки и огрехи. Только хорошее, чтобы засыпать с приятными мыслями. Тогда и проснетесь тоже с приятным настроем. Работа над историей должна приносить радость. Обязательно.
3. Ликвидируйте недовольство текстом и мысли о «не успею».
Для поиска огрехов есть свое время, и это – время редактуры готового черновика. Пишите, как пишется. Пишите, сколько пишется.
А понятия «не успею» в творчестве нет. Есть другое понятие – «не закончу». Важно «не» успеть. Важно – закончить и дописать черновик. А сколько времени это займет – дело десятое. Это не работа, у вас нет контракта и издательством и потраченного аванса. У вас есть желание порадовать любимого человека и закончить книгу. Всё.
Неужели от того, что вы подарите книгу на Новый год, к примеру, а не на день рождения, радость будет меньше? Забудьте о жестких сроках и рамках, пишите просто «к празднику». Имейте запасной график и план Б. На всякий случай. И когда не срабатывает план А, есть возможность успеть по плану Б. Но если у сознательных и ответственных людей есть план Б, они успокаиваются и выполняют план А.
И у меня, конечно, такой план был. Я для себя решила, что если не закончу к отпуску, то все равно отдохну и допишу после. Но я успела. И вы успеете. Главное – обойтись без жестких рамок и чрезмерных претензий, любить свою историю, хотеть ее закончить. Последнее, кстати, и ступор поможет преодолеть.
Перечитайте написанное, поправьте огрехи и похвалите себя за проделанную работу. Если нет схемы сюжета – нарисуйте, по точкам-событиям. Это помогает точно запомнить, что и когда было. Продумайте вторую часть книги и тоже нарисуйте план сюжета. Запаситесь положительными эмоциями и позитивным настроем – и за работу. До Нового года – шесть месяцев. А до следующего мая – еще больше, да. Два плана «до праздников» – вагон времени. И вы обязательно все успеете, ведь главное – дописать.
Друзья!
Если вы хотите рассказать о своих сложностях и задать нам вопрос, пишите на почту [email protected] или свяжитесь со мной через личные сообщения ВКонтакте.
В теме письма обязательно укажите «Вопрос-Ответ». И предупредите, если хотите задать вопрос анонимно (то есть чтобы письмо было опубликовано без имени).
Будем рады помочь!
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).