«Поздно мне быть писателем» – страх, который можно побороть

5
(10)

Боязливые «Поздно…» и «Поезд уже ушел» тормозят многих. А ведь иногда это «поздно» – самое время для начала писательской работы. Серьезно. И мы сейчас разберем, как обернуть время себе на пользу.

«Поздно» автор данной статьи слышала от многих – и от 60-летних, и от 30-летних. Складывается ощущение, что люди полагают, будто писателями становятся те, кто научился данной профессии в вузе, а потом в 23-25 лет сел строчить романы.

Однако это не так.

Студенты-технари начинают писать литРПГ, наигравшись в онлайн-игры. Женщины разных профессий начинают писать в декрете, чтобы разнообразить быт. Люди в возрасте, оказавшись на пенсии, пишут, чтобы передать опыт (а то и реализовать наконец мечту, на которую всю «рабочую» жизнь не хватало времени).

Писать никогда не поздно. И тому есть примеры.

Борис Акунин и Дарья Донцова начали писать после 40 лет.

Ян Флеминг, автор «Бондиады», опубликовал первый роман в 44 года.

Толкиен опубликовал знаменитого «Хоббита» в 45 лет.

Чарльз Буковски написал первый роман в 49 лет.

Арсений Тарковский выпустил первый сборник стихов в 64 года

Фрэнк Маккорт в 66 лет написал первую книгу «Прах Анжелы». История стала бестселлером и была экранизирована.

Гарри Бернштейн написал свою первую книгу – «Невидимая стена: история любви, которая сломала барьеры» – в 93 года.

И, думается, приводить примеры 30- или 40-летних писателей нет необходимости. Если автору за 90 лет и он не считает, что писать роман – поздно, то в более молодом возрасте – тем более. И всевозможные «поздно» на самом деле являются так называемыми «отмазками», то есть попытками оправдать что-то в себе, что не дает заняться писательством.

Реальные и мнимые причины отказа от творчества

Что может мешать? Давайте разберем по порядку 7 причин, которые чаще всего приводят в оправдание те, кто боится начинать писать. 

 

  1. Отсутствие профильного образования.

Оно, это самое отсутствие, на самом деле нисколько не мешает, если вы – активно читающий человек. При чтении мозг подсознательно усваивает и построение образов, и развитие интриги и конфликта, и грамотность. Плюс в Сети сейчас полно всевозможных обучающих статей, курсов и мастер-классов по писательскому ремеслу.

 

Примеры: Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона» и нобелевский лауреат, имел всего четыре класса гимназического образования. Максим Горький недолго проходил в школу и два года проучился в приходском училище. Зато оба русских писателя очень любили читать.

 

Хотя, конечно, некоторых тормозит другой момент: «Я уже слишком старый, чтобы чему-то учиться», – то бишь закостенелость и консервативная вера в то, что «мозги уже не те». И вот тут опять хочется напомнить про 93-летнего писателя. Если действительно хочешь – одолеешь и лень, и «не те мозги».

 

  1. Чувство неловкости и стыда.

Это же… неудобно – отработать 40 лет слесарем, а потом вдруг стихи сесть сочинять. Или между кормёжками детей и готовкой написать любовный роман. Опять же, многие боятся насмешек и порицания: мол, нашлась тут Донцова. Поэтому даже если и пишут, то помаленьку и чтоб никто не догадался.

И вот тут хочется спросить: почему? Почему пить пиво или играть в «танки» не стыдно, а писать стыдно? Почему смотреть бесконечную политику или однотипные пустые сериалы по ТВ – не стыдно, а писать – стыдно?

Писать не стыдно; стыдно, имея идеи и желание, не писать.

 

  1. Бесперспективность.

Так, есть специально обученные люди – писатели, и их истории издают. А роман никому не известного 50-летнего инженера или 30-летней домохозяйки кто заметит? Кто издаст? Кто из читателей заинтересуется?

Молодые об этом чаще всего не задумываются. Они вдохновленно пишут – просто пишут, потому что у них много свободного времени и сил, чтобы пробовать, пробовать и снова пробовать.

А у людей постарше менталитет иной: если что-то делать, то, во-первых, хорошо, а во-вторых, результативно. У них как раз немного времени и сил, чтобы тратить их на то, что так и останется пылиться в компьютере или блокнотах, а то и вовсе не напишется (из-из двух первых причин в том числе).

И тут опять хочется спросить: а на «информационный мусор» время тратить не жалко? И второе: неужели все начинающие писатели сразу становились популярными и востребованными?

Роулинг, Кинг, Уэллс… Список тех, кто просто писал, потому что решил записать историю, а после долго получал издательские отказы и был никому не нужен, можно продолжать.

 

  1. Отсутствие опыта.

Для многих возрастных эта причина фатальна. Не умею – и всё тут. Не научился в свое время – и уже не научусь.

Однако: в школе сочинения все писали? А курсовые и дипломы в вузах? А списки дел? А сообщения в соцсетях и ватсапе? И чем это не опыт работы со словом? Да, не роман. Но и необязательно сразу начинать с толстых эпопей. Рассказ, второй, третий, повесть…

 

  1. Загруженность и отсутствие времени.

Две работы, трое детей, быт, ипотеки… Какое уж тут писательство? И если женщинам в декрете еще худо-бедно можно потихоньку писать, то занятым мужчинам – увы.

А теперь посмотрите на свою жизнь со стороны. Сколько времени уходит на сериалы и политику, на зависание в лентах новостей или соцсетях – по типу «отвлекусь на 10 минут»? Сколько времени уходит в никуда? Туда, где вы не получите ни опыта, ни результата, ни, кстати говоря, образования?

И что мешает в транспорте не шарики гонять, а читать полезные статьи или писать в телефоне или планшете зарисовки? Что мешает вечером уделить «телевизионное» время новой истории? Что мешает выключить интернет, хотя бы на полчаса, и это время просто писать?

Только всё те же «отмазки». Наверно, если бы роман можно было написать за вечер, многие бы писали. Но, по закону подлости, ему требуется гораздо больше времени и сил. А перекраивать себя (именно себя сначала, избавляясь от ненужных привычек, а уже потом – свое расписание) мало кто хочет. Проще сказать «у меня же ипотека» и уткнуться в очередной сериал.

 

Чтобы что-то иметь, надо чем-то жертвовать. Так в свое время автор данной статьи совершенно отказалась от телевизора, затяжных онлайн-игр, посиделках в барах и кафе, а также от пустопорожней болтовни. А то один написал «Как дела?», второй, третий… Большинству таких людей на самом деле глубоко пофиг, как у вас дела. Они не знают, чем себя занять, поэтому отнимают ваше личное время. Как и новостные ленты. Как и телевизионные передачи. Как и начальство с допнагрузкой.

 

Никому и ничему нет дела до того, чего вы хотите. Но почему-то время тратится именно на это, а не на собственное желание заняться творчеством. И отсюда – следующая причина.

 

  1. Неумение отказывать и ограничивать «вход» на свою территорию.

У молодых с этим проще – «пошёл нафиг», и все дела. Не хочу делать – и не буду. Для тех, кто постарше, особенно с советским воспитанием, слово «надо» имеет серьезный вес. И отказывать они умеют плохо, часто взваливая на себя чужую работу, и отграничивать свою территорию, на которой люди вообще-то имеют право заниматься тем, чем хочется, – тоже.

А ведь это самое главное, чему необходимо научиться. «Нет» – чужим обязанностям. «Нет» – неоплачиваемой переработке. «Нет» – набору дел, чтобы выслужиться или из страха потерять работу. «Нет» – затяжным пустым разговорам о погоде. «Нет» – попыткам загрузить вас чужими проблемами (особенно если люди в состоянии решить проблемы самостоятельно, им просто скучно делать всё в одиночестве).

 

«Всё равно писать уже поздно», – решит возрастной начинающий и будет бесконечно чинить чужие машины и компьютеры, браться за малоперспективные калымы и часами выслушивать чужие жалобы на жизнь.

Но это ли вам нужно на самом деле? Ради этого вы живете? Ради чужих проблем и чужого нытья?

 

Есть родные, которые поймут ваше увлечение или хотя бы не будут ему препятствовать, уважая право человека распоряжаться своим свободным временем, даже если его полчаса в сутки. Есть друзья, которым надо помогать – и которые всегда помогут в ответ. И, кстати, поймут отказ. Есть начальство – хорошее, понимающее, – которое в ответ на подвиги повысит в должности или премию выпишет.

Все остальные просто хотят заработать/решить проблему/отдохнуть за чужой счет. Вычислить таких людей очень просто: если им отказать, они обижаются; если их попросить об ответной услуге, они всегда заняты.

 

  1. Нет веры в себя.

Особенно это заметно у людей советской закалки. Будь как все, работай за идею, будь полезен обществу – думается, эти постулаты всем известны. И многие найдут их в себе. И именно они могут тормозить желание писать. Это не «как все», это не полезно обществу и, да, это не работа.

Когда надо помочь соседу на даче или послушать жалобы на жизнь – это полезно обществу, тут веры в себя и свои силы хватает. Но когда нужно сделать что-то для себя, выбивающееся из системы, вера испаряется.

А вера в себя нужна, как воздух. Она обязательна. Без этой веры мало что получится. Поэтому ее надо найти в себе и развить.

Потому что писательство – это не как все, но как многие, потому что сейчас пишет огромное количество людей. Только на литпортале СИ Мошкова (на момент написания данной статьи) – 104 750 авторов.

Потому что писательство – это во многом работа за идею: то есть сначала ты ее реализуешь, не получая ни копейки, а потом – продаешь. Да, чтобы покупали те же электронные книги – чтобы раскрутиться, – придётся отдельно поработать. Но это будет приносить доход. Это может приносить доход.

 

Писательство – это польза обществу. Это ваш опыт, который может помочь кому-то стать лучше, избежать ошибок. Это ваши фантазии и миры, которые помогут уставшим от быта людям отдохнуть.

И это огромная польза лично для писателя. Это постоянное развитие и тренировка мозга. И это полезная занятость – очень полезное увлечение, как и любое творчество. Оно скрасит одиночество, наметит цель и придаст жизни смысл, причем постоянный.

 

Эту статью можно продолжать и продолжать, но всему есть конец – только он для чего-то начало. И хочется верить, что это – начало вашей решимости изменить жизнь и начать писать.

Просто так, для себя.

Потому что хочется. Потому что это ваше право – распоряжаться своим временем.

«Поздно» в жизни только одно – когда человек на пороге. И то, как известно, Дарья Донцова начала писать, полагая, что умирает от рака.

Для писательства нет слова «поздно» и нет возраста. Есть только бесконечные «отмазки» и поиски причин. Поймите это, найдите свои причины, скорректируйте свою жизнь – и просто пишите.

И, резюмируя:

«Эта картина – фавн с зонтиком – возникла в моем сознании, когда мне было лет шестнадцать. И однажды, когда мне было почти сорок, я сказал себе: «Попробуй написать историю об этом…»

Клайв Стейплз Льюис о «Хрониках Нарнии» – автор, получивший 37 издательских отказов за историю, которая теперь переведена на 47 языков, а совокупный тираж книги перевалил за 100 миллионов экземпляров.

Как вам статья?

Оцените, пожалуйста, от 1 до 5

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 10

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Поделиться:

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Авторская страница на Author.today

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx