Читатель и герой, или Как рождаются герои-звёзды

Хороший герой не появляется в книге просто так. Хороший герой не просто «приключается» и переживает победы и поражения, он – своим примером, своей историей – дает читателю нечто новое. Да, в первую очередь, тот самый новый эмоциональный опыт, о котором мы подробно говорили в статье «Как добиться глубокого сопереживания». Но не только.

Хороший герой может стать другом, наставником, даже идеалом, на который читатель будет равняться всю жизнь.

Это – та высота, та высшая планка мастерства, которую мечтает покорить любой автор. Чтобы его герои стали живыми. Чтобы они входили в жизни читателей и меняли их к лучшему.

И эта высота может покориться любому – и профессионалу, написавшему десятки книг, и молодому автору, мучительно корпящему над первой рукописью.

Как?

Магия.

Именно так отвечают чаще всего. Ибо трудно разложить на составляющие поистине тайный и алхимический процесс рождения героя-звезды – переплавку мыслей и чувств одного-единственного человека в образ, который полюбится миллионам. Иногда – против воли самого автора.

 

К примеру, Маргарет Митчелл настоящей героиней «Унесенных ветром» видела вовсе не Скарлет О’Хара. И очень удивлялась всенародной любви к этой взбалмошной, непоследовательной и, в общем-то, эгоистичной женщине. Ведь Маргарет задумывала ее скорее как отрицательный пример, на фоне которого будут ярче видны достоинства той, кого писательница хотела вывести в качестве образа идеальной женщины, жены и матери. И это – Мелани Гамильтон Уилкс.

«…я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации — если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом».

Маргарет Митчелл

 

 

Но читатели решили иначе. И Скарлет О’Хара – героиня первой и единственной книги Маргарет Митчелл – стала одной из самых популярных женщин американской литературы. И остается ею до сих пор.

Почему так вышло? Потому что магия?.. Возможно.

Однако мне думается, что вполне реально выделить несколько условий, соблюдение которых существенно повышает шансы на то, что герой окажется звездой.

 

Какие герои книг становятся звездами

Первое и необходимое условие – герой должен быть живым.

Мы говорили об этом много раз и скажем еще – пишите живых людей.

Читатель должен верить, что если бы ему посчастливилось, он мог бы и сам встретить такого вот могущественного мага, воина-неудачника, смешливого мальчишку-избранного, забавного детектива-любителя или резковатую даму в возрасте. Встретить и подружиться. Или восхищаться издалека. Или перемолвиться парой слов, как с другом или просто хорошим человеком.

Добиться этого, напомню, не слишком сложно.

Когда представляете героя читателю – не называйте свойства и качества характера и не навязывайте вашу оценку.

Герой красивый? Покажите, как на него реагируют окружающие. Герой хам? Опять-таки – пусть он это сам продемонстрирует. У героя есть три базовых качества характера? Дайте им проявиться в двух-трех быстро сменяющих друг друга ситуациях. Учитесь у лучших сценаристов и режиссеров Голливуда: ограниченное экранное время заставило их отточить и довести до совершенства схемы представления героя зрителю.

Для начала этого хватит. А дальше – просто дайте герою действовать в соответствии с его собственным характером. Думать, чувствовать и реагировать так, как это делает именно он. А не вы.

 

Второе условие – герой должен находиться в центре нескольких конфликтов сразу.

Причем это не только внешние конфликты – с миром и природой, с обществом, с другим человеком, – но и внутренние, проистекающие из противоречий в характере, системе ценностей и убеждениях самого героя.

И в идеале эти конфликты должны плотно переплетаться – так, чтобы герой выбирал не между плохим и хорошим решением, а между плохим и еще худшим. Только в этом случае выбор для него будет по-настоящему трудным, а для читателя – запоминающимся.

В некоторых случаях герой последовательно проходит через несколько конфликтов, сменяющих друг друга. Но и в такой схеме всегда можно выделить один, главный – тот, что тенью нависает над персонажем и не дает жить в мире с собой. Не дает успокоиться, остановиться, осесть на одном месте и перестать искать ответы или бежать от последствий собственных решений.

Когда конфликты ведут героя в ситуацию, где ему приходится решать трудные нравственные дилеммы, когда простых ответов не существует, знайте – это как раз те конфликты, в которых может родиться герой-звезда.

 

Третье условие – герой совершает невозможное.

Преодолевая не только и не столько обстоятельства, сколько самого себя – свои слабости и несовершенства, свои усталость, отчаяние, горе, неутолимые желания… Переступая через гордость, отказываясь от счастья, от покоя, а порой и от собственной жизни. Выходя за отмеренный ему предел.

Таких героев, кажется, невозможно не полюбить. Такие герои напоминают нам, что «человек – это звучит гордо» (с). Они говорят: ты, читатель, тоже человек. И ты тоже – сможешь и, если понадобится, справишься с чем угодно. И преодолеешь свое невозможное.

Именно такие герои восхищают нас и очаровывают. И помогают стать лучше – смелее, добрее, рассудительней или, наоборот, бесшабашней, честнее и человечней.

Именно они – настоящие герои-звезды. Мы мечтаем, глядя на них, проявить себя в испытаниях такими же.

 

Четвертое условие – герой должен быть экстраординарен и типичен одновременно.

При выполнении этого условия рождается не столько герой-звезда, сколько литературный типаж, который тоже хорошо – и, как правило, долго – помнится читателям. Но вот восхищение он вызывает не всегда. Таков, к примеру, Акакий Акакиевич из «Шинели» Гоголя. Таковы герои Чехова.

И таковы, кстати, герои «Острова сокровищ» Роберта Стивенсона. Образы его пиратов оказались настолько обаятельными, насколько и типичными, и в приключенческой литературе, в кинематографе до сих пор встречаются их «перепевки». А ведь прошли уже сотни лет с момента выхода книги.

Новые литературные типажи появляются и сейчас. Например, в начале нулевых в отечественном фэнтези с легкой руки Ольги Громыко расплодились рыжие и вредные ведьмы, разъезжающие на не менее вредных волшебных скакунах, обычно угольно-черных. А родоначальницей оного безобразия стала Вольха Редная из романа «Профессия: ведьма».

 

Для рождения героя-звезды, героя, которого если не любить, то помнить будут многие и многие поколения читателей, должны выполняться минимум два условия из четырех. И одно из этих условий всегда является обязательным – герой должен быть живым.

 

Герои-звёзды в отечественной и зарубежной литературе

Герои-звезды могут прогреметь на весь мир, а могут и не выйти за границы национальной литературы или вовсе за рамки жанра. Но они мало кого оставляют равнодушными. И они запоминаются. Надолго.

Это Капитан Блад Рафаэля Сабатини, пират поневоле, сохранивший благородство там, где, казалось бы, невозможно остаться человечным.

Это Скарлет О’Хара Маргарет Митчелл, ставшая едва ли не для всего мира символом несгибаемой воли, предприимчивости и умения выжить вопреки всему.

Это Даниил Шаламов из «Черного человека» В. Головачева, веселая и бесстрашная Феридэ, героиня книги «Королек – птичка певчая» Решата Нури Гюнтекина, Стрелок из «Темной башни» Стивена Кинга, Маг из «Выбравшего бездну» Вадима Арчера, Рэндл Макмёрфи из культового романа «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, Ранд и Эгвейн Роберта Джордана, Фродо и Арагорн Дж. Р. Р. Толкина…

Уверена, вы вспомните и своих любимых героев. И если задумаетесь, то легко заметите, что каждый из них отвечает тем условиям, которые мы назвали и разобрали в этой статье. Попробуйте проверить.

Поделиться:
Светлана Первая

редактор, писатель

Cтраница ВКонтакте — “Отблески миров”

Канал в Дзене — Редактор Школы Вдохновения

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx