Качественный злодей: создаем образ антагониста

4.8
(12)

С положительными героями все понятно – они стоят на страже мира, сеют доброе и светлое, искореняют зло. А вот с антагонистами не так все просто, и к созданию злодейского образа начинающие часто подходят спустя рукава. Дескать, зло – оно и есть зло, и что о нем много думать? Но это очень серьезная ошибка. Ибо героизм положительных персонажей создается именно за счет козней противоборствующей стороны, и чем эта сторона сложнее и интереснее, тем весомее вклад героя-победителя в общий успех.

Вообще начинающие при создании антагониста допускают следующие ошибки:

  1. Злодей без истории.

Он просто появился и начал творить зло. Зачем? Почему? Каковы его мотивы? Что сделало его злым? Ни слова. Хотя это очень важно для понимания образа, и чем масштабнее злодеяния, чем больше пространства в истории они захватывают, тем больше должно быть пояснений типа зачем, почему и откуда.

  1. Необоснованные навороты.

Злодей – круче всех, он самый-самый из самых-самых. Всё. А зачем? Каковы истоки его могущества? Через что он переступил, чтобы заполучить желаемое? Чем пожертвовал? Чего он боялся, если рискнул? Откуда взялась подобная цель – что ее сформировало? Как он достиг?

Иначе, бывает, создается ощущение, будто злодей создан таким крутым, исключительно чтобы подчеркнуть силу и значимость героя-победителя.

  1. В образе нет полутонов.

Темный, злой, страшный, и точка. Способен только убивать, мучить, вредить, завидовать и считать себя выше всех. Но почему? Почему бы злодею не иметь таких качеств как сочувствие, уважение к равному? Хотя бы? Откуда взялась сплошная «чернота»?

  1. Наличие странных приспешников и отсутствие друзей и соратников.

Странных – потому что они держат в страхе всю округу, сильные и коварные, зато когда в дело вступает герой со товарищи приспешники разом становятся бессильными, неумелыми, проваливают дело за делом и проигрывают герою на каждом шагу. А почему? Куда подевалась заданная автором мощь?

Плюс приспешники – как слуги. Либо до смерти боятся злодея и потому служат, либо фанатично ему преданы, почитают как божество, но все равно до смерти боятся. Но почему? Почему бы злодею не иметь если не друзей, то хотя бы верных соратников, которые не боятся, не заикаются при виде его темнейшества, а помогают ему (и почувствуйте разницу между «служат» и «помогают»), разделяя идеи антагониста и стремясь к тем же целям? С какой стати злодей стал решительным одиночкой?

  1. Непонятные страхи поражения и однотипность решений.

Например, возникло пророчество о появлении героя-победителя – всё, злодей испугался и побежал истреблять всех окрестных младенцев. Приснилось, что герой явится из другого мира – всё, злодей испугался и побежал истреблять всех магов, чтобы некому было открыть портал и обучить пришельца. И так далее.

Страх непонятно кого плюс кардинальность однотипных мер (убить, истребить, вырезать под корень) вызывают недоумение. Если злодей всемогущ, откуда взяться страху поражения, которое всего лишь напророчено, то бишь может сбыться, а может и нет? Почему именно истребление – почему бы не найти героя и не переманить на свою сторону, смутив юный разум?

Это основное. Соответственно, чтобы создать многослойный образ запоминающегося злодея, нужно следующее:

  1. История – как сформировался, почему потянуло на темную сторону, какие цели преследует, каким мотивы им движут.

Даже если злодей – безумный маньяк с врожденными патологиями… то хотя бы это объяснить – врожденное. И добавить, что он всегда был со странностями, а некие неприятные события развили их и усугубили.

  1. Поменьше наворотов.

Двух-трех крутых и обоснованных навыков вполне хватит. Злодей должен казаться победимым.

  1. Полутона и слабые места – обязательно.

Страх тараканов, сомнения в методах или исходе, уважение к герою и принятие его силы, почтение к учителю или людям преклонного возраста, любовь к женщине или своим детям, наличие друзей-советников-соратников – почему нет? Это сделает злодея живым, настоящим, полнокровным.

  1. Побольше «обоснуев» о «как», «зачем» и «почему нет». А еще у злодея должна быть своя правда и вера в нее.
  2. Соответствие возрасту и заявленным требованиям.

Возрасту – обязательно. Многие авторы выбирают сто- или двухсотлетнего злодея, а потом приписывают ему страхи и метения двадцатилетнего парнишки. И требованиям – само собой. Никого не щадит – значит никого не щадит. Безумец – значит должен действовать нестандартно, вопреки логике и здравому смыслу, причем во всем.

А самое главное, конечно, это наличие четких и обоснованных целей, причин их появления, мотивов для злодейства и прочих «почему». А если у злодея будет своя философия – о том, как должен быть устроен мир, какими должны быть люди, что такое справедливость, добро и зло, любовь и дружба, свет и тьма – это вообще шикарно.

И напоследок классификация злодеев:

  1. Зло абсолютное (природное) – те самые безумцы, ведомые тьмой и не имеющие никаких полутонов.
  2. Зло с принципами – идет по головам, но лишь по головам тех, кого считает виновником своих бед. Невиновных не тронет. Детей – тоже. Или никогда не поднимет руку на женщину. Ибо принцип (религия, воспитание, случаи из прошлого).
  3. Зло сомневающееся – идёт по головам, но в раздумьях («Тварь ли я дрожащая?..») Перманентно сомневается в надобности определенного дела, в методах, в планах, а заодно и в соратниках. И немного в самом себе.
  4. Зло трагическое – родилось и выросло добрым, но обстоятельства сложились так, что пришлось сменить «полюс» и отстаивать иные, темные интересы. При смене тех же обстоятельств может вернуться к добру и свету.
  5. Зло идейное – изначально было обычным человеком, но потом как стукнуло в голову (событием, наблюдением, озарением, вредной книгой)…
  6. Зло фанатичное – действует по велению божества (духовного наставника), исполняя его волю.
  7. А зло ли? – если посмотреть на его действия со стороны, то они полезны обществу, а цель – вполне благая. Разве что методы спорны и вызывают вопросы.

 

У антагониста (если он не нежить) должно быть всё, что есть у главного героя – и что есть у любого из нас: душа с ее потребностями, сложное психическое устройство, прошлое, настоящее и будущее. И тогда он получится интересным и живым.

Если хотите больше знать о создании героев и о том, как удачно представить их читателю, заказывайте наш новый сборник “О героях и персонажах”.

В сборнике нет упражнений, зато матчасти – теории с примерами – 22 статьи, из которых на сайте Школы есть только шесть статей (это, например, известные «Автор и герой», «Элементы образа»). Остальные – новые, и многие в свободном доступе появятся нескоро.

А некоторые – не появятся вообще.

В процессе работы над сборником одни статьи были доработаны и дополнены примерами, фактами и пояснениями, другие – сформированы на основе теоретического материала, который мы давали только в рамках платных курсов. И, конечно, многие написаны на совершенно новые темы.

Узнать подробности и заказать книгу можно ЗДЕСЬ. Переходите по ссылке 🙂

Как вам статья?

Оцените, пожалуйста, от 1 до 5

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 12

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Поделиться:

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Авторская страница на Author.today

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx