Непростительные ошибки в образе главного героя

Создать достоверный, привлекательный для читателя и при этом оригинальный образ главного героя – задача нетривиальная. Решить ее без ошибок непросто, но и ошибки тоже бывают разные.

Есть такие, которые легко правятся при редактуре рукописи, а есть те, что потребуют едва ли не полного переписывания истории.

Сейчас речь пойдет как раз о таких.

В своей редакторской практике я сталкивалась чаще всего со следующими пятью ошибками в образе главного героя:

  • слабый или глупый герой;
  • герой ограниченный/однозадачный;
  • герой-дилетант или герой-невежа (ошибки в профессии или статусе);
  • герой-внезапность (когда на ровном месте герой превращается в глупца или злодея, ломая логику характера);
  • и герой не того романа.

Слабый герой

Причин, по которым автор ставит в центр повествования слабого или глупого героя, несколько. Это и погоня за оригинальностью, и особенности жанра (к примеру, социальная фантастика или антиутопия вполне допускают такой прием), и – порой – требования самой истории.

Допустим, автор задумывает показать последовательное развитие и/или взросление героя, а значит, в начале придется показывать героя незрелого, совершающего глупые, импульсивные или недальновидные поступки и рассуждающего на уровне девятого класса средней школы. Если автор делает это правильно – показывает не только незрелость героя, но и его, к примеру, смелость, преданность друзьям или доброту к братьям нашим меньшим, – то читатель все равно будет к такому герою снисходителен и настроен доброжелательно.

Гораздо хуже, когда автор делает главного героя не только глупым, но и нерешительным. Когда глупы не поступки, а только рассуждения, а до действий – хоть каких-то! – дело так и не доходит. Вот такому герою читатель ничего не прощает.

Если же обстоятельства складываются так, что персонаж волей-неволей вынужден реагировать и что-то предпринимать, оценивать эти действия и их последствия читатель станет без скидок на нерешительный или незрелый характер.

И получается следующая дилемма: если автор ведет героя, следуя логике образа (слабого, нерешительного, незрелого), то рискует вызвать раздражение читателя из-за глупости героя и, как следствие, потерю части читательской аудитории. А если «ломает» характер главного действующего лица ради симпатий читателей, то вполне может нарваться на обвинения в недостоверности образа – с теми же последствиями, что в первом варианте.

Читатель нынче строгий и привередливый. 🙂

Решение

Значит ли все вышесказанное, что делать главных героев слабыми или глупыми противопоказано вообще? Нет, конечно.

Хорошим выходом будет показать, что такие герои сами осознают свое несовершенство и хотят измениться. Просто пока не знают как. И еще не забывать о том, что одна-две привлекательных черты или особенности – в противовес негативным – тоже способны прибавить читательских симпатий, а значит, и снисходительности.

 

Герой ограниченный или однозадачный

Если первая беда – со слабостью героя – возникает, когда автор слишком скрупулезно следует логике заявленного характера, то эта случается, напротив, когда автор озабочен в первую очередь тем, чтобы донести до читателя некую мысль или идею, и ради этого готов вообще забыть о логике характера и достоверности образа.

Чаще всего такой «навязчивой идеей» становится четко заявленный нравственный посыл или концепция мироустройства. Получается, что герой появляется в истории ради решения одной задачи.

И даже если в начале у него есть личная жизнь, друзья, увлечения и прочие составляющие привычного ежедневного быта, стоит только проявиться в сюжете этой самой задаче, ради решения которой и создавался герой, — и вся его жизнь словно бы обрывается. И, что самое важное, забывается и самим героем, и автором. Дальше все связано только и исключительно с поставленной задачей, словно бы и не было ни личной жизни, ни друзей, ни увлечений.

В особо запущенных случаях доходит до смешного: поначалу герой заявляется как скептик и прагматик по отношению к любым проблемам, но стоит только кому-то из персонажей озвучить авторскую точку зрения на ключевую проблематику истории, как главный герой сразу же – без сомнений, без проверки, без поиска доказательств – начинает горячо ее поддерживать и «продвигать в массы».

Стоит ли говорить, что происходит с достоверностью и самой истории, и такого героя? Конечно, она сразу же падает до нуля. Порой настолько, что начинаешь искренне сопереживать и желать удачи главному антагонисту и злодею. 🙂

Решение

Какой бы привлекательной и правильной вам – как автору – ни казалась какая-то идея или мировоззрение, оставьте герою право на сомнение. Пусть он колеблется, пусть проверяет идеи на практике, примиряет в своем сердце противоположные точки зрения и, самое главное, пусть ищет новым идеям место в своей уже устоявшейся жизни.

А если герой вынужден – по требованиям самой истории, по ходу сложившихся обстоятельств – эту самую обыденную жизнь бросить и отправиться на поиски приключений, то пусть он делает это в рамках уже заявленного характера. Если скептик и прагматик, то двадцать раз подумает и взвесит все обстоятельства, а потом еще десять раз перепроверит, правильно ли поступил. Если безбашенный импульсивный храбрец, то бросит все и кинется в омут с головой, а потом – хотя бы изредка! – станет жалеть, что не подумал, или скучать по оставленным близким.

Живой человек не может жить одной задачей или одной идеей, какой бы глобальной она ни была.

 

Герой-дилетант, герой-невежа

В умных книжках по писательскому мастерству не зря советуют – пишите о том, что знаете. Этот совет относится не только к эмоциональному опыту (см. статью «Как добиться глубокого сопереживания от читателя»), но и к таким конкретным вещам, как профессиональные сферы, особенности национальной культуры и/или исторической эпохи, направления науки и т.п.

Конечно, никто не отменял сбор материала и проведение дополнительных исследований, но, к сожалению, новые сведения не всегда способны сложиться в адекватную и непротиворечивую систему знаний в голове у автора. А значит, путаница неизбежна и на страницах книги.

Иногда, чтобы избежать этой путаницы, автор идет по пути упрощения, не лезет в профессиональные «дебри» – и попадает в ловушку дилетантизма.

К примеру, герой заявляется на страницах книги как крутой профессионал, способный решить самые серьезные проблемы, но по факту все решения, которые он предлагает, оказываются на уровне студента первого курса соответствующего профильного вуза. И это очевидно любому, кто мало-мальски разбирается в теме или в профессии.

Или другой пример: герой – сотрудник дипломатического ведомства, с большим стажем, но при этом не в состоянии соблюдать протокол, а то и вообще не в курсе, что это такое.

С историческими эпохами или национальными культурами все не так очевидно, особенно если хорошо изучен и удачно представлен в книге внешний фон – быт, обыденная обстановка, ежедневная жизнь и приметы времени или места. Но если в таком заявленном историческом или национальном окружении герой будет принимать решения и совершать действия, следуя логике современного усредненного горожанина, то читатель не сможет не заметить диссонанса.

Решение

Наилучшим выходом будут не только дополнительные исследования и сбор материала, но и поиск консультанта – человека, который хорошо разбирается в вопросе или, к примеру, имеет нужную профессию. У такого консультанта можно не только выяснять нужные по ходу повествования детали, но и проверять с ним вместе логику действий героя, психологическую подоплеку решений и оценивать со специфической – профессиональной, научной и пр. – точки зрения написанные эпизоды.

 

Герой-внезапность

Самая обидная ошибка – когда автор вдруг перестает чувствовать своего героя.

Случается это по разным причинам. Иногда – из-за сложности и разноплановости характера, когда трудно соблюсти баланс между противоречивыми чертами натуры и не допустить «перекоса». Иногда – по причине долгих перерывов в работе над рукописью, когда характер героя развивается в голове у автора, но не на страницах черновика. А порой – всего-навсего из-за перепадов собственного авторского настроения или самочувствия, когда личное прорывается в роман.

Кстати, больше рискуют спутать собственные эмоции с чувствами героя те авторы, кто пишет историю от первого лица. Особенно если книга первая-вторая.

Но и опытные писатели не застрахованы от подобной ошибки, просто у них она реже встречается и обычно ограничивается одной-двумя сценами, где случается или эмоциональный перебор, или излишне рациональное умствование, или глупая беспечность. Словом, то, что абсолютно нехарактерно для уже сложившегося образа главного героя и никак не может следовать из его мотивов и ценностей.

Авторы-новички, если допускают подобную ошибку внезапных безосновательных перемен, могут и вовсе не создать цельный характер. В таком случае герой будет вести себя на страницах книги как истеричный или в лучшем случае наивный подросток, неспособный из-за гормональных всплесков и вызванных ими перепадов настроения следовать здравому смыслу.

Решение

Во-первых, стоит проработать ценностные установки, характер героя и условия, его сформировавшие, еще до того, как напишете первую строчку книги. Причем делать это лучше всего в форме живых зарисовок – небольших сценок с участием героя. Отправьте его на прогулку под одной из локаций книги и подсуньте какую-нибудь неожиданность. Как герой с ней справится? Как на нее среагирует? Представьте, что приглашаете героя к себе в гости и заставляете сделать нелегкий для него выбор. Как герой себя поведет в такой ситуации? Останется вежливым или сорвется? Чем станет руководствоваться, размышляя над решением? И так далее.

Во-вторых, после написания черновика внимательно слушайте первых читателей, когда они станут говорить о впечатлениях от героя. И делайте выводы. А если информации в отзывах недостаточно, задавайте дополнительные вопросы. Кому-то из читателей не понравилось поведение героя в одной из сцен? Уточните, почему. Спросите, чем эта сцена выделяется в ряду других, похожих. Поинтересуйтесь, как, по мнению читателя, герой мог бы поступить или повести себя и почему.

 

Герой не того романа

Это, наверное, самая редкая и самая смешная ошибка. Мне она встречалась в двух вариантах.

В одном случае автор отлично – живо и цепляюще – представил в первой главе яркого, зримого и харизматичного героя, который… больше никак не участвовал в истории. Совсем никак. Более того – настоящие герои романа в представлении читателю выглядели ощутимо бледнее по сравнению с тем, кого автор выписал первым. Естественно, главным чувством при чтении было недоумение и отчасти разочарование. Я бы очень хотела прочитать роман, где главным был бы герой из первой главы! 🙂

В другом случае я на протяжении сотни с лишним страниц с неослабным интересом читала историю молодого наследника племенного вождя – с приключениями в дальнем походе, попытками устроить личную жизнь, схватками с воинами соседнего племени. Читала, пока наследник не вернулся в родное племя с победой и… не умер. В результате заговора. А действие романа – с новой проблематикой, новым конфликтом и новыми героями – перенеслось совсем в другую временную эпоху. В тот момент чувство досады и обманутых ожиданий сложно было передать цензурными словами… 🙂 Не стоит так экспериментировать над читателями – есть риск напрочь потерять их доверие и, соответственно, готовность отдавать свое время и внимание вашим историям.

Решение

Помните о важнейших принципах главного героя – он напрямую должен быть связан с основным конфликтом вашей истории, он идет к Самой Главной Цели и его руками разрешается главная проблема. Если это не так, то переводите героя в разряд второстепенных или эпизодических, а на первый план выводите– с первых же сцен! – того персонажа, который соответствует всем названным критериям.

Конечно, не всегда есть возможность сразу понять, о чем ваша история на самом деле, в чем ее главный конфликт и кто в ней главный герой. Тогда все необходимые проверки делаются после того, как черновик написан до конца.

И в этом случае важно не пугаться масштабов редактуры, если вдруг обнаружится та или иная ошибка в образе главного героя. Каковы бы они ни были, их стоит исправить – сколько бы времени на это ни ушло. Иначе книга просто не сложится и останется, по большому счету, незаконченной. Потому что не может быть хорошей истории без хорошего – цельного и достоверного – героя.

Сборник О героях и персонажах
Сборник статей "О героях и персонажах"

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы собрали лучшие из них в несколько сборников. В этот вошли статьи, которые от начала и до конца рассказывают о работе над образами, персонажами и героями книги. Некоторых текстов еще нет на сайте и появятся они нескоро.

Купить сборник

Поделиться:
Светлана Первая

редактор, писатель

Cтраница ВКонтакте — “Отблески миров”

Канал в Дзене — Редактор Школы Вдохновения

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Видеолекции стоимостью 6300 рублей за 150 рублей + 3 эксклюзивные лекцииинтересно?

Все просто! Переходи на https://school-of-inspiration.ru/video-lectures, оплачивай лекторий и получай доступ к видеолекциям в закрытой группе ВК всего за 150 рублей!

0
Оставьте комментарийx