Быть писателем – ремесло или призвание, или Что делает писателя настоящим

5
(4)

(из книги “Писательство для троечников: Каждый имеет право писать”)

В XX веке активно использовались два понятия – «писатель» и «литератор».

Писателями называли Пушкина, Гоголя, Бунина, Горького и т.п. Литераторами всех остальных. Профессией был именно литератор — тот, кто зарабатывал на жизнь литературным трудом. А писатель — это был уже статус.

Сейчас для обоих понятий осталось слово «писатель». Однако надо понимать: есть писатель — профессия и есть писатель — статус. Причем не всегда понятно, заслужен ли современным тружеником пера статус писателя (то бишь властителя умов и законодателя литературной моды) — или же это случайный и краткий всплеск популярности на волне какой-то суперактуальной темы или повестки дня. Поэтому для того, чтобы дальше не путаться и не спорить попусту, предлагаю использовать эти два термина в следующих рамках:

  • литератор — как обозначение профессии
  • и писатель — как обозначение призвания, зова души.

А определение статуса и достойного места в истории литературы лучше оставим теоретикам-литературоведам (в конце концов, их этому в институтах учат) и беспристрастному — но и беспощадному — времени.

Теперь, разобравшись с терминами, можем идти дальше.

Высокое служенье — или ремесло?

Несколько лет назад получилось так, что сразу, друг за другом, я прочитала две книги о писательском мастерстве: «Писать профессионально» Хиллари Реттиг и «Алхимию слова» Яна Парандовского. Обе интересны, полезны, отлично написаны… И при этом каждая являет собой один из полюсов представления о писательстве. Хиллари Реттиг сводит его к ремеслу, которым может овладеть каждый и выдавать одну книгу за другой. А Ян Парандовский возносит писательство до уровня миссии и призвания, возложенных только на тех, кто избран.
Знаете, что самое интересное?

Оба автора правы.

Писательство, творчество словом — как двуликий Янус. С одной стороны, умение воздействовать на чувства и мысли людей налагает определенную ответственность.

 

В русской литературе особенно сильна гуманистическая традиция: хорошая книга должна развивать читателя, делать его лучше, человечнее, терпимее. А еще — культурнее и образованнее. В идеале.

 

Но есть и другая сторона литературы. Хорошей книга будет тогда, когда в ней есть хороший — то есть увлекательный, интересный, захватывающий — сюжет. (Тут оговорюсь, что из этого правила, конечно же, есть исключения. Но как любые исключения, они только подтверждают правило.) А сюжет — это всегда история. То есть развлечение. То есть — ремесло.

И этой составляющей литературного труда можно научиться. Как? Об этом будем говорить дальше. (Самым нетерпеливым — смотрите главы «А надо ли тогда учиться?» и «Пишу, а меня не читают…»)

 

Книга Писательство для троечников
Книга "Писательство для троечников: Каждый имеет право писать"

Это мотивационная книга.

Здесь собраны истории о том, как становятся писателями, и советы, как писателем оставаться, несмотря ни на что. А еще — как победить сомнения, найти свою дорогу в литературное творчество и как быть писателем в эпоху информационных перегрузок.

Купить книгу

 

Вы вправе выбрать именно развлекательную сторону литературы. Если, конечно, вы не станете напрочь отрицать вторую задачу хорошей книги — сеять «разумное, доброе, вечное», как говорил Николай Некрасов.

И точно так же вы вправе посвятить свои творческие усилия глубокому исследованию самых спорных сторон нашей нынешней жизни, обличению самых вопиющих грехов современного человека и вообще развитию классической русской литературной традиции.

Ни первое, ни второе не сделает вас плохим литератором. Равно как и не сделает автоматически хорошим.

Я хочу, чтобы вы поняли суть: вы в любом случае можете стать  писателем, со своими историями. Самыми разными.

Есть писатели-классики — тот же Пушкин, Толстой, Есенин, Булгаков и другие великие. А есть — писатели-современники. И это не только литераторы  Лукьяненко и Пелевин, поверьте.

 

Это Наташа, мама двух непоседливых сыновей, написавшая и успешно издавшая три романа о попаданке в Средневековье. Это программист Сережа, пишущий фантастические рассказы об искусственном интеллекте. Это студент Иван, грезящий о суровом мире постапокалипсиса и рассказывающий истории о нем. Это увлеченные игроки в шутеры, Линейку и прочие онлайн-игры, игроки, которым стало тесно в придуманных мирах, и они создали свой и стали успешными авторами в жанре лит-РПГ.

Это библиотекарь Вера Сергеевна, у которой вышла подборка стихотворений в толстом литературном журнале, это философ по призванию Алексей, пишущий в жанрах постмодернизма и сюрреализма. Это Виолетта, молодая выпускница факультета журналистики, которая попала со своим романом в самый нерв современных проблем и стала автором бестселлера. Это… да кто угодно!

 

Писателей-современников — как любителей, так и профессионалов — столько, что не удивлюсь, если один из них живет с вами на одной лестничной клетке.

И среди них точно есть место для вас.

Почему мы пишем? Ради карьеры, ради призвания?..

Зачем приходят в писательство? Потому что любят.

Любят истории, которые рвутся быть рассказанными. Или любят само слово. Любят музыку речи, которая для кого-то может звучать куда более мощно, чем любой оркестр. Любят далекие путешествия в микрокосм собственной души, отраженный на листе бумаги, точно в зеркале.

Любое творчество — от любви. И никак иначе.

Поэтому думайте о карьере писателя, если действительно любите писать, если в этом ваша радость труда, ваше вдохновение жизнью.

Мечта начинается с любви. А успех начинается с плана.

Если превратить мечту в цель, расписав по шагам путь к ней, и при этом сохранить любовь, то это зовётся призванием. И оно ничуть не исключает успешной карьеры. Более того, оно поможет построить вам карьеру писателя, сделает вас успешным, если вы сумеете понять две вещи:

  • что вам нравится делать (в каких жанрах писать, о каких героях рассказывать, какие темы поднимать…)
  • и что у вас получается по-настоящему хорошо.

Правила простые, но найти верное сочетание ой как нелегко.

Было время, когда я сомневалась, действительно ли писательство, работа со словами — мое призвание. Иногда такие сомнения появляются и сейчас.

Но развеиваются они очень быстро. Потому что обязательно случаются дни или вечера, когда я — или уставшая после работы, или с температурой, или измученная внезапными домашними неурядицами — все равно тянусь к ноутбуку, чтобы записать сцену и поработать над историей. Поэтому я уверена: писательское творчество — это моя жизнь.

Я по-другому не умею и никогда не перестану писать. Для меня рождение художественного текста — рассказа ли, стихотворения или романа — всегда таинство, без которого моя жизнь будет несказанно бедна.

Еще раз хорошо подумайте

Однако таинство творчества требует покоя и полной самоотдачи, и в житейской суете не так-то просто найти для него время. Можно писать ночью, но где взять лишние часы на сон? Можно сбегать от суеты на выходные. Или по вечерам на час-другой.

А еще творчество требует веры и терпения. Если уж сел писать — то пишешь не один день, и не два, и не три. Книга отберет у вас недели, а то и месяцы. Поэтому проверьте — это точно ваша мечта? Вы точно готовы жертвовать временем и усилиями, не особенно надеясь на скорый результат? Если да, то дерзайте.

Как правило, у писателей обычная жизнь — в квартире или доме, с основной работой, на которой лишний раз ни больничный, ни выходной не возьмешь, и с семьей, которая может вовсе не разделять вашего стремления к творчеству. И как тогда быть? Не писать?

А если очень-очень хочется?

Мой рецепт — создавать себе то, чего не хватает. К примеру, есть одна вещь, которая всегда помогает мне отключиться от окружающего мира и сосредоточиться на другой реальности — той, которую я творю. Это шум моря. Стоит надеть наушники и включить запись прибоя — и все, меня нет.

Правда, пользуюсь я этим средством нечасто, оставляю на самый крайний случай. Наверное, потому и действует оно безотказно уже много лет.

Не ждите идеальных условий. Дополняйте то, что есть, необходимым для вас и пишите. Пишите здесь и сейчас. Когда получается выкроить время. Рассказывайте истории, и пусть они будут услышаны.

С чего начинается настоящий писатель

В предыдущей главе я уже говорила, что не количество написанных книг делает писателя настоящим. И не убежденность в собственном призвании. Но что тогда? Попытаемся разобраться.

На мой взгляд, настоящий писатель начинается с регулярной работы со словом. Конечно, в идеале это должны быть художественные тексты, но для начала подойдут и другие.

От учеников на курсах я чаще всего слышала такой вопрос: как быстро научиться писать хорошо? И я всегда отвечала так: очень просто! Просто пишите каждый день.

Короткие заметки на странице социальных сетей. Наброски идей, два-три предложения в записной книжке. Зарисовка удачного типажа, увиденного в утренний час пик. Небольшой рассказ о забавной ситуации на работе. Пара абзацев о прошедшем дне в записках на телефоне. Посты в блог — только обязательно с элементами художественного повествования. Пишите что угодно и на чем угодно.

Просто складывайте слова. Одно слово к другому — так, чтобы они рисовали картину.

Если есть возможность, идите на прогулку. Даже если плохая погода, если пасмурно и если капает с крыш мокрый снег — холодными тяжелыми каплями снежной кашицы. Все равно идите на прогулку и смотрите на людей. И пишите о них.

Хотя бы вот так: пара слов о девушке на каблуках, пробежавшей торопливо к маршрутке — почему она так торопится? куда, зачем? Или: короткое предложение о старичке, который стоит возле магазина и возится с кошельком, время от времени посматривая в пакет с продуктами, — что у него случилось? Или: зарисовка в пару абзацев о брошенном букете тюльпанов на скамейке — кто был там? почему оставил цветы?

Прогулки — это отличный способ развивать писательскую наблюдательность и профессиональное любопытство. И конечно же — фантазию.

А еще настоящий писатель начинается с редактуры. С критического взгляда на уже написанное и доработки неудачных моментов. Писатель начинается с внимания к языку, способу изложения, к тому, как герои представлены в тексте.

Хороший писатель знает: отличную идею невозможно воплотить идеально с первого раза. Поэтому работает над черновиками — первым, вторым, финальным… Проверяет и перепроверяет себя. Слушает первых читателей и бета-тестеров, а если повезло и нашелся редактор, прислушивается к нему. Но не слепо, а сверяясь с собственным замыслом и своей творческой интуицией.

Книга, история не рождается одномоментно. За ней стоят часы упорного труда. Вы пишете черновик, вычитываете, редактируете структуру и композицию, дорабатываете сцены, дополняете или урезаете сюжетные линии, расставляете верные акценты и вырезаете лишние. Вы упорно работаете над языком и стилистикой, добиваясь внятности текста и совершенствуя свою палитру изобразительно-художественных средств.

И все это, повторюсь, регулярно — если не каждый день, то как минимум 1-2 раза в неделю.

 

Все просто: если хотите быть писателем и написать книгу — работайте над ней! И не отлынивайте.

 

Писать книги не получится, пока сам себе не ответишь на вопрос — зачем? Зачем тебе это надо? Что от этого получишь лично ты? Почему ты этого хочешь? И только если ответ будет честным, а причина весомой, у вас появится реальный шанс добиться успеха. Тогда все будет преодолимо. Даже двоеточия, тире и непослушные запятые.

Только вы сами знаете, действительно ли хотите творить словом. Правда ли хотите быть настоящим писателем.

Просто будьте честны.

Как вам статья?

Оцените, пожалуйста, от 1 до 5

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Поделиться:
Светлана Первая

редактор, писатель

Книги автора на Литрес

ВКонтакте – “Отблески миров”

Канал в Дзене – Редактор Школы Вдохновения

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx