Теория конфликтов для помощи в писательстве

Конфликты – один из «китов», на которых держится сюжет. Без крепкого конфликта, полного противостояний и переживаний, история теряет в остроте и интересе.

Конфликт – это перчинка любого романа, которая заставляет читателя листать страницу за страницей, чтобы узнать, кто же победит, как именно и какой ценой.

В этой статье мы поговорим о теории конфликтов.

Типов, видов и форм конфликтов существует много. Здесь мы приведем самую популярную классификацию и наиболее известные конфликты.

Итак, начнем. 🙂

 

Типология конфликтов

  1. Типы конфликтов по участию личности:

А) внутренний (внутриличностный) – конфликт человека с самим собой, со своим внутренним «я».

Сюда относятся проблемы выбора, ломка мировоззрения, морально-этические и философские перестроения в сознании. Из-за сюжетных событий что-то в герое меняется, и иногда конфликт возникает на неприятии и отторжении нового, в попытках уцепиться за старое, иногда – на невозможности принять новое (быстро или вообще), а иногда – в процессе принятия новых качеств и искоренении старых;

Б) межличностный – конфликт человека с человеком: герой и антагонист, герой и группа антагонистов.

Весьма распространенный конфликт – Добро и Зло в лице соответствующих персонажей, отцы и дети, человек науки против человека религии, образованность против необразованности, субкультура против другой субкультуры (или против общепринятых норм культуры) и др.;

В) внеличностный – конфликт личности с окружающим миром.

Например, со средой, социально-политическим строем, божественными проявлениями, природой, обществом, судьбой, механизмами, сверхъестественным. И, в редких случаях, с автором.

 

  1. Типы конфликтов по причине возникновения:

А) любовный – конфликт, возникающий из-за любви.

Двое любят друг друга, а третий (родители, друзья, соперники) против. Один любит, второй нет, но первый идет к цели, несмотря на протесты второго. И одного героиня любит, и второго, и иногда третьего, и никак не может понять, какого наверняка, а соперники строят друг другу козни. И так далее.

Б) социальный и/или бытовой – конфликт, возникающий на почве отношений в обществе.

Простейший пример: один сосед хочет спать, второй – слушать музыку на всю катушку. Договориться не удается. Пример посложнее: низы недовольны верхами, верхи не хотят меняться и помогать низам жить лучше. Революция (или попытки переворота).

В) философский – конфликт, возникающий из-за разницы мировоззрений и менталитетов.

Скажем, Запада и Востока, южных людей и северных, традиционной культуры и хаотичной современности.

Г) психологический – конфликт, возникающий из-за разлада тонких психологических процессов.

Например, тогда, когда наши желания не совпадают с нашими возможностями, когда человеческое «хочу» не реализуется в «могу». И начинается либо ломка психических потребностей под то, что есть, либо попытки двойной жизни со стремлением к недостижимому любыми средствами, либо тайное сумасшествие с перемещением в иной, выдуманный мир (и горе тому, кто помешает там обосноваться…).

  1. Типы конфликтов по реализации в сюжете:

А) локальный преходящий сюжет – это конфликт, начатый и завершенный в конкретном сюжете. Типичен для литературы в целом.

Б) устойчивое конфликтное состояние – это конфликт, которые выходит за рамки конкретного сюжета. Конфликт задается, описывается и обосновывается, но его разрешения не происходит. Типичен для реальной жизни, когда отдельные недоразумения решаются, а конфликтная ситуация остается.

 

  1. Типы конфликтов по количеству субъектов:

А) один субъект конфликта – внутриличностный;

Б) два субъекта – межличностный;

В) группы субъектов – межгрупповой.

  1. Типы конфликтов по выраженности состояния:

А) скрытый – конфликт, который незаметен: ни агрессивных действий, ни открытый столкновений. Но он есть и мешает жить – минимум одному участнику. Чаще всего это внутренние конфликты, но бывает, что и межличностные, просто участники крайне терпеливы и не хотят прямой конфронтации;

Б) открытые – конфликты явные и заметные.

 

  1. Типы конфликтов по способу разрешения:

А) насильственные;

Б) ненасильственные.

 

  1. Типы конфликтов по результативному воздействию:

А) конструктивные – позитивные конфликты, приводящие к результату, которые устраивает обе стороны. Такие конфликты полезны, чтобы высказаться и найти наконец точки соприкосновения.

Б) деструктивные – конфликты, которые только всё разрушают (миропорядок, общество, отношения, личность человека).

 

  1. Типы конфликтов по эмоциональной направленности:

А) драматичные – плохие сильнее, хорошие слабее, и поэтому постоянно проигрывают, и душа читательская за них болит.

Б) трагедийные – обе стороны равны, они не плохие и не хорошие, по-своему правы, но кто-то в итоге должен оказаться сильнее, и за тех переживаешь, и за других.

В) пафосные – конфликт ради конфликта, на пустом месте, чтобы просто показать себя и свою силу.

Г) искусственные – конфликта между сторонами нет, но создается его видимость – по разным причинам (например, двое жаждут пожениться, но по народным традициям должны друг друга ненавидеть, ругаться на людях и швыряться вазами, а вдали от посторонних глаз конфликта нет, есть только любовь).

Д) комедийные – конфликт «для поржать». Двое строят друг другу козни, но в итоге сами попадают в нелепые и смешные ситуации из серии «не рой другому яму». При этом и конфликта как такового тоже может не быть.

Например, двое друзей делят девушку: и ее обе хотят, и дружбу сберечь – тоже, но девушка весомее, поэтому спор есть, но и дружба такова, что моделируются ситуации, неопасные для жизни или отношений между друзьями.

 

Основа любого конфликта

Но каким бы ни был конфликт, в его основе всегда одно и то же – разница в интересах героев и их столкновение, неготовность (или нежелание) понять друг друга. А также столкновение целей, задач, мотивов и их «обоснуев».

Конфликты можно совмещать и комбинировать: так, конфликт может быть скрытым, внутренним, социально-бытовым и конструктивным, если главный участник придет к позитивному итоговому результату. Или любовным, открытым, пафосным и в итоге деструктивным.

Главное – чтобы конфликт развивал идею, двигал вперед сюжет, дополнял интригу, менял героев и не давал заскучать читателю.

Поделиться:
Дарья Гущина

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Авторский канал на Дзене

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx