Изменения в сюжете: причины, проявление, исправление

Незапланированные перемены в сюжете – или, как я их еще называю, «мутация истории» – вещь очень сложная и вредная.

Прежде всего – что это такое и как оно проявляется?

Мутация (термин мой, да) – это постепенное и часто незаметное в процессе работы изменение истории. Когда автор задумывает одно, но постепенно «съезжает» с первоначального замысла и начинает писать совсем о другом.

 

Примеры ползучих перемен (мутаций) в книге

Один из примеров из своего опыта я приводила в сборнике для писательской практики «Творим без преград».

Начинала писать фэнтезийный любовный роман, но так увлеклась тайнами мира, что даже толковую интригу создать не смогла, уйдя в загадки прошлого и всё построив вокруг них – и конфликт, и интригу, и образ героини. А потом переписывала полкниги, вычищая ставшие ненужными элементы любовного романа.

Вот еще примеры, уже из сетературы.

Героиня-сирота приехала в волшебную академию с твердым желанием обуздать внезапный дар и использовать его, чтобы найти родителей. Потом случается убийство и его расследование, параллельно расследованию – дружба с одним парнем, любовь со вторым, ненависть с третьим. А в итоге – свадьба. Про родителей и дар она ни разу не вспомнила. Убийство тоже затерялось среди эмоциональных переживаний.

История мутировала, а автор этого не заметила. И плоха, кстати, не мутация. Плохо то, что автор, увлекшись, не заметила смены героиней курса и жизненных ориентиров. И даже в конце не попыталась связать начало и финал истории, объяснить, что так повлияло на героиню. И это породило очень нехороший и заметный ляп.

Второй пример.

Героиня – ведьма-следователь. В ее городе объявляется маньяк, и начинаются убийства. Из вышестоящей инстанции прибывает другой следователь – бывший героини. Следом объявляется некий оборотень, вроде как подозреваемый – и тоже бывший героини. Начинается драка за ее сердце. Маньяк забыт, убийства – тоже: и новые, которые вдруг прекращаются на время разборок бывших, и старые, которые, само собой, некому расследовать. Но, в конце концов, маньяком оказывается (внезапно так) первый бывший, и там самым решаются сразу две проблемы. Конец.

Думаю, комментарии излишни. 🙂

 

Очень важно отслеживать мутации истории. А они неизбежны – не всё можно предусмотреть заранее. Даже детально прорабатывая историю, мы обязательно упустим какую-нибудь мелочь, и история, конечно же, воспользуется этим, чтобы «ожить». Однако мутация как явление имеет свои причины и следствия. А кто (то бишь автор) предупрежден – тот вооружен.

 

Причины мутаций в сюжете

  1. Увлеченность – миром, героем, остротой сюжета.

Автор с таким рвением начинает завоевывать мир, так увлекается сюжетным поворотом или так глубоко погружается в переживания героя, что забывает о главном – о том, с чего всё началось. Он живет здесь и сейчас – в конкретной острой сцене или неразгаданной загадке, – и упускает из виду истоки и причины ситуации. И в итоге занимается тем, что нравится лично ему, а не тем, чего требует логика истории.

Эта мутация, в целом, полезна, ведь если бы всё устраивало в первом варианте, второй бы не появился и не довел историю до глобальных изменений. А мутация, как лакмусовая бумажка, показывает, что именно вам интересно на самом деле, в каком жанре вам хорошо и уютно.

Чтобы потом переработать роман, достаточно написать обратный план, найти тот момент, где вы, увлекшись, свернули не туда, а потом проанализировать текст и понять, как переделать первую часть под вторую, что из второй вынести в первую.

Мой пример из начала статьи – это как раз увлеченность. И я поступила просто: убрала из части «до» все намеки на любовную линию и добавила загадок. Всё.

 

  1. Забывчивость – а забыть, с чего всё началось, романисту очень просто.

Длинная «книжная» дистанция заполнена препятствиями – дом, работа, прочий быт. И не всегда находишь время на написание, и перечитать некогда. Через месяц-другой идея истории и ее начало забываются. И, дабы не тормозить, автор хватается за то, что есть – за последнюю написанную главу.

В итоге и начало от середины отрывается, и логика героев сыплется, и история меняется. А роман превращается в хаос. Чтобы его упорядочить, опять же анализируется текст, пишутся планы и рисуются сюжетные схемы. И особенное внимание уделяется началу – что в него вложено, какой конфликт начинается, какая интрига раскручивается.

 

Сборник Творим без преград
Сборник для писательской практики "Творим без преград"

Для начинающих, продолжающих и опытных авторов, которые столкнулись с преградой в творчестве.

Это не курс, но и не просто сборник теоретических материалов. Здесь к статьям подобраны практические упражнения. Благодаря им книга «Творим без преград» станет подспорьем на всем вашем писательском пути. Чтобы он был долгим и плодотворным.

Купить сборник

 

Потом читается основной текст и решается – что и куда вписать, чтобы соединить начало и конец. Это могут быть «ружья» – в начале обрисовались, в середине «выстрелили»; конфликт – в начале обозначился, в середине развернулся.

События начала надо «протаскивать» через всю середину к финишу. Или, как вариант, переписывать начало под середину, прежде, конечно, наведя в ней порядок, чтобы события логично цеплялись друг за друга.

 

  1. Скука – автор решил написать сентиментальный роман, всё продумал, сел за работу, но на середине истории заскучал.

И задумался: не добавить ли драйва – покушений, похищений, погонь? Экшен понравился, и романтические сантименты сначала ушли на второй план, на третий, а потом и вовсе пропали из виду.

Такая мутация, в принципе, полезна, кроме одного: если смешивать поджанры, то делать это сразу. Чтобы для нежной читательницы, которая любит всплакнуть над чувствами героев, сюрпризы не стали неприятными.

А это значит, опять же, – надо читать и перечитывать текст и думать, какие яркие элементы из измененной части можно вставить в начало.

Если отталкиваться от нашего примера, то это темное прошлое героя или героини, с намеками на то, что оно в любой момент может стать суровым настоящим. Или пара странноватых соседей-персонажей.

 

  1. Неуверенность – автор или не знает, чего хочет, или опыта мало (или всё вместе), и просто следует за историей. Привела она к любовной линии – пишет про любовь, кончилась любовь и начались убийства – ввязался в детектив.

Это, конечно, отрицательная мутация. Иногда слушать историю правильно, но всё-таки автор – рассказчик, и ему решать, что и как должно быть. То есть история шепчет, а автор прикидывает и размышляет: подойдет или нет, писать или нет. И только так.

И исправляется мутация всё теми же планами и анализом  текста. Плюс суровая формулировка идеи, интриги, конфликта, характеров героев. При правке очень важно понять, о чем вы хотите написать, какими будут герои, какой жанр ляжет в основу. И протянуть это событиями через всю историю.

Да, неподходящее придется удалить или переписать, но жалеть текст не надо. История должна быть понятной и логичной, особенно если вы пишете ее не в стол и для себя, а с прицелом на литсайты и читателей.

 

  1. Появление решительных персонажей и бунт героев.

Это самая полезная, на мой взгляд, мутация.

Бывает, что появление одного случайного персонажа ставит крест на всех планах: должен был только дорогу показать, а он берет мешок, говорит: «Пошли, провожу» – и оказывается шпионом антагониста. И гладкий в планах путь героя превращается в минное поле.

Или бунтующий герой вводит в ступор и заставляет перекраивать всё – интриги, сюжетные события, линии конфликта и концовки. Герой должен был приехать в академию учиться, а он дерется на дуэлях да скандалит, и приходит конец мирной жизни не только в академии, но и у автора.

Зато такая история получается живой и искренней.

Я несколько раз сталкивалась и с бунтами (один герой не захотел умирать, а второй – становиться злодеем), и с появлением случайных персонажей, которые захватывали минимум треть сюжетного пространства. И всегда слушала историю. Выбрасывала старые планы и обдумывала новые роли персонажей, их цели и задачи в сюжете, связи с другими героями. И встраивала всё это в написанное. И начало иногда под них переписывала.

И, сравнивая то, что было «до», и что получилось «после», я ни разу не пожалела о том, что кого-то не «убила», кому-то дала другую роль, а из-за кого-то пришлось по двум книгам править образ и характер. Ни разу.

Но: ваш случай – это ваш случай. Вам и решать, что делать с «явлениями» и бунтами. В отличие от остальных мутаций, самоуправство персонажей или бунт героев замечаются быстро. И пресечь на корню их тоже можно быстро. А нужно ли – решайте сами.

Поделиться:
Дарья Гущина

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Авторская страница на Author.today

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx