Творчество по графику - плюсы, минусы и способы работыНа почту Школы вдохновения часто приходят письма с разными вопросами о писательском творчестве, и мы по-прежнему помогаем авторам, поднимающим интересные темы, отвечая им советом-статьей.

***

С согласия автора, обратившегося к нам, публикуем его письмо (орфография и пунктуация сохранены):

Добрый день. Очень нравится ваш сайт, черпаю из статей много полезного. Сегодня прочла статью «Вопрос-Ответ: Как бороться с пораженчеством и писать книги до конца» и, наконец, решилась задать вопрос, не дающий мне жить уже несколько дней.

Я хотела написать книгу до мая текущего года (была цель успеть отредактировать ее к началу июня в подарок любимому человеку), начала работать в январе. Составила «непрерывный» календарь на полгода, где отмечала дни работы и лени для стимула. Но остался всего месяц, а сюжет не дошел и до середины. Смотрю на календарь и руки опускаются, тянут вниз мысли, что не успею, что ничего не получится. Отсюда появилось и недовольство текстом. Возможно ли как-нибудь справиться с возникающим ступором?

Очень надеюсь на ваш совет…

С уважением, Анастасия

***
Творчество по графику – вещь очень полезная, бесспорно. И у него есть масса плюсов. Вы постоянно находитесь в потоке и помните все сюжетные события. Плюс появляется опыт и улучшаются навыки письма. И, соответственно, растет скорость работы. И с мыслями собраться легче, и на работу настраиваешься быстрее.

Но у графика есть и минусы. Творчество не любит жестких рамок. Творческие люди слишком зависимы от настроения, от запаса сил и эмоций. Бывает, что настраиваешься писать, знаешь, о чем пойдет речь в следующей главе, – но вместо работы сидишь и два часа ковыряешь один абзац. Нет эмоциональных сил. Нет желания работать. И нет вдохновения.

Творчество по графику - плюсы, минусы и способы работыК тому же жизнь вмешивается, ломая планы – болезнями, сорванными кранами в ванной и прочими неурядицами. Которые и настроение портят, и графики ломают. И не дай бог начать судорожно наверстывать упущенное… Загоняешь себя так, что появляется бешеная усталость и неприязнь к творческой работе. И ступоры. И нежелание продолжать работу.

Личный опыт написания книги по графику

Я не знаю, что именно вмешалось в ваши планы, поэтому причины выдумывать не буду. А просто расскажу, как сама работала по графику. Возможно, мой опыт поможет преодолеть ступор и закончить начатое.

1. Садясь за работу, я досконально продумала всю книгу, от и до. Нарисовала схему идеи – что легло в основу сюжета, как на него влияло. Предыстория, костяк истории (настоящее) и ее развитие были записаны одной схемой, со стрелочками и обозначениями причин и следствий. Второй схемой я расписывала сюжет поглавно. Глава – сюжетное событие – действия героини – выводы. Это помогло упорядочить мысли.

2. Я не ставила себе жесткие сроки – по дням, по неделям. Просто решила для себя, что напишу черновик до отпуска – до середины мая. Рассчитала примерный объем романа – 310-330 страниц. Определила количество и примерный объем глав – 14-16 листов (плюс минут еще пара). И решила, что буду писать главу-полторы в неделю. Причем как писать – неважно. Карта ляжет – за сутки напишу, нет – буду тянуть по 2-3 страницы в день.

Дней для лени не было. Была установка: напишешь главу за два дня – отдыхай пять. Это удивительным образом стимулирует, кстати. Я усердно писала по вечерам в рабочие дни так, что к выходным заканчивала главу. А в выходные либо отдыхала, либо редактировала написанное, либо дополняла схемы, либо – да! – писала следующую главу.

desktopwallpapers.org.ua_731Техника безопасности

В работе по графику очень важно не загнать себя. Ведь иногда попытки заставить себя писать тогда, когда «надо!», жрут сил больше, чем, собственно, работа. Именно поэтому я и не стала планировать жестко дни работы. Выполнила норму, и хочешь – гуляй, хочешь – дальше пиши. Плюс я разбила роман на три части и по окончанию каждой отдыхала – ходила в кино, гуляла, читала. То есть на несколько дней полностью отключалась от истории. «Проветривать» мозги необходимо. 🙂

Итог таков: писать я села в конце января, а закончила к началу мая. С одной стороны, плавающий режим «сегодня хочу и буду – завтра не хочу и не буду» сильно не напрягал, с другой стороны, подстегивал. С предыдущими романами история была такой: полгода-год я писала 100 листов – врабатывалась, а потом за месяц дописывала 250 – на сумасшедшем порыве, который выжигал дотла. И порой на концовку сил не хватило. А работа по графику как раз помогла и силы распределить, и не терять год на «сбор с мыслями».

Возможные способы выхода из творческого ступора

Вот что я, исходя из опыта, могу посоветовать:

Творчество по графику - плюсы, минусы и способы работы1. Не загоняйте себя в жесткие рамки.

Ежовые рукавицы хороши в меру.

Оглянувшись на свой опыт, прикиньте, какой объем вы можете написать за месяц. Допустим, это 50 листов. Вычитайте из них двадцать – это то, что вы не напишите из-за решения непредвиденных проблем. То есть, тридцать листов. Лист в день. Ничего сложного, верно? 😉 И даже если в ванной сорвет кран, или в гости нагрянут родственники, на лист вы точно соберетесь. Настраивайтесь на минимальный объем, на пугайте себя и Музу. А вот пишите столько, сколько получится.

Так, с утра вы сели писать, чтобы выполнить норму, а после – побаловать себя прогулкой или фильмом. А работа вдруг «пошла». И вы написали пять листов. Забудьте о них. Вы написали лист. И завтра нужен еще один. И послезавтра. И через пару недель вы обнаружите, что 30 листов есть. А ведь вы можете написать 50. 😉 Но, опять же, лист в день, а после него – как получится.

Весь «случайный» объем, который выходит сверх нормы, не учитывайте. Иначе может закрепиться установка: могу пять в день – значит, обязательно, значит, пересчитываем месячный график. А завтра в ванной сорвет кран, послезавтра вы подцепите ОРВИ, и графики – коту под хвост, и метания – а как же наверстать?.. Лист в день – и точка. Не хочется сегодня писать – завтра будет два. Но с таким подходом будьте осторожны – не копите объем «в долг».

Впрочем, полезно иметь и план А, и план Б: работать семь дней и писать семь листов или работать один день и писать недельный объем за раз. Тактика «или – или» дает возможность выбирать удобные дни для работы и отдыха. И не так, как было запланировано месяц назад, а как душа или здоровье требует. Вы можете предвидеть, размечая рабочие дни на полгода вперед, что простудитесь? Нет. А план составите. И внутри засядет «надо». И это будет нервировать и дергать. Да, имейте план Б.

А если совсем не работается, если жизнь ломает планы – простите себе эти несчастные страницы, отдохните неделю. В конце концов, у вас есть заначка – тот самый незапланированный, но выполненный объем. А если нет – то и ладно. 🙂 Никуда история от вас не убежит. Не относитесь к ней как работе, когда «надо». Не пишется – расслабьтесь и отдохните. Будут силы – и работа пойдет. Но, возможно, придется немного подкорректировать график. Но лучше сдвинуть сроки на месяц, чем измотать себя и впасть в ступор на год.

Соответственно, и книгу планируйте с учетом «запасного» месяца-двух – на случай, если. И не четыре месяца ставьте сроком, а полгода плюс две недели. С одной стороны, у вас будут рамки – полгода, с другой – они плавающие, с учетом непредвиденного. И вы спокойно решите проблемы или неделю отдохнете, зная, что время терпит.

Творчество по графику - плюсы, минусы и способы работы2. Настраивайтесь заранее.

Но не на объем, норму и работу, а как на прогулку. На прогулку по истории. Обдумывайте с вечера то, что будете писать утром: диалоги, описания, сюжетные ходы. Перед сном пробегись по написанному, похвалите себя, посмейтесь собственным шуткам, улыбнитесь меткому замечанию. И ни в коем случае не ищите косяки и огрехи. Только хорошее, чтобы засыпать с приятными мыслями. Тогда и проснетесь тоже с приятным настроем. Работа над историей должна приносить радость. Обязательно.

3. Ликвидируйте недовольство текстом и мысли о «не успею».

Для поиска огрехов есть свое время, и это – время редактуры готового черновика. Пишите, как пишется. Пишите, сколько пишется.

А понятия «не успею» в творчестве нет. Есть другое понятие – «не закончу». Важно «не» успеть. Важно – закончить и дописать черновик. А сколько времени это займет – дело десятое. Это не работа, у вас нет контракта и издательством и потраченного аванса. У вас есть желание порадовать любимого человека и закончить книгу. Все.

Неужели от того, что вы подарите книгу на Новый год, к примеру, а не на день рождения, радость будет меньше? Забудьте о жестких сроках и рамках, пишите просто «к празднику». Имейте запасной график и план Б. На всякий случай. И когда не срабатывает план А, есть возможность успеть по плану Б. Но если у сознательных и ответственных людей есть план Б, они успокаиваются и выполняют план А.

И у меня, конечно, такой план был. Я для себя решила, что если не закончу к отпуску, то все равно отдохну и допишу после. Но я успела. И вы успеете. Главное – обойтись без жестких рамок и чрезмерных претензий, любить свою историю, хотеть ее закончить. Последнее, кстати, и ступор поможет преодолеть.

Перечитайте написанное, поправьте огрехи и похвалите себя за проделанную работу. Если нет схемы сюжета – нарисуйте, по точкам-событиям. Это помогает точно запомнить, что и когда было. Продумайте вторую часть книги и тоже нарисуйте план сюжета. Запаситесь положительными эмоциями и позитивным настроем – и за работу. До Нового года – шесть месяцев. А до следующего мая – еще больше, да. Два плана «до праздников» – вагон времени. И вы обязательно все успеете, ведь главное – дописать.

48126391_43227286_b6d72f5afdc3

Дорогие участники «Школы вдохновения»!

Если вы хотите поделиться своими писательскими сложностями и задать нам вопрос, пишите на почту info@school-of-inspiration.ru или свяжитесь со мной через личные сообщения ВКонтакте.

В теме письма обязательно укажите «Вопрос-Ответ». И предупредите, если хотите задать вопрос анонимно (то есть чтобы письмо было опубликовано без имени).

Ждем ваших историй!

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены Законом РФ об авторском праве и смежных правах от 09.07.1993 № 5351-1.
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.