Писать книгу «в прямом эфире», конечно, сложно. Хоть и помогает быстрее собрать читательскую аудиторию. Если вы хотите взять этот способ на вооружение, важно оценить не только его плюсы, но и изучить минусы.

Как известно, если знаешь врага, справиться с ним в разы легче.

Минусы написания книги онлайн

1. Чувство того, что ты «должен».

Причем чувство острое и всевозрастающее. Люди нашли, пришли и привыкли, они ждут, то есть ты должен – обязательно должен им «проду», хотя бы одну. Разумеется, чувство это возникает у авторов ответственных и уважающих своих читателей. Поэтому, даже заболев, даже умотавшись на основной работе, писатель вместо отдыха полетит за компьютер, чтобы быстренько чего-нибудь нацарапать. И ужасно будет нервничать, если история вдруг перестанет писаться – мало ли у писателей ступоров? И переживать, если пропадет из Сети надолго и без предупреждения – ведь люди собрались и ждут.

Выход: читатели (в основном) – люди взрослые и адекватные. И понимают, что писатели – тоже люди, у которых есть семья, работа, здоровье (или же оного в данный момент нет). И они поймут, если прямо сказать – простите, нет ничего, болею (устал, не пишется…). Но общаться с читателями все равно нужно – пару раз в сутки-двое, хоть на 10 минут. Появляться, здороваться, говорить о планах, быть честным и открытым. Это очень ценится и за это многое прощается.

2. Потеря объективной реальности.

Да-да, однажды, в погоне за пиаром и написанием «прод», можно обнаружить, что интерактивная реальность и восторженные читатели, с которыми (наконец-то, хоть с кем-то!) можно поговорить о своем творчестве, куда интереснее грязной посуды, готовки, учительских замечаний о завтрашнем собрании, уборки и работы, с писательством не связанной. И «интернетная» творческая жизнь будет значить все больше, и… Это наркотик. И, разумеется, как и любая зависимость, начинается с мысли: «Да ладно, такого нет» и «У других может и есть, а я на эту удочку не попадусь». Верить или не верить – дело ваше, во всяком случае, вы предупреждены. 😉

Выход: не замещать одно другим. Сначала делать дела реальные, чтобы не дергали, а потом уходить в писательство. Иначе – хана делам реальности. А делу, как известно, время, а потехе…

3. Умные и внимательные читатели.

Обычно это плюс. Но порой случаются оказии: так, автор сел и навострился писать, пробежался по лестным комментариям для подзарядки, и вдруг видит посты примерно следующего содержания:

  • У вас ошибки здесь, здесь и здесь, еще поискать?
  • А почему у вас героя в первой глав зовут Асс, а в третьей – Айс?
  • А почему в первой главе у героини синие глаза, а в пятой – зеленые?
  • А знаете, экшеновой сцене из девятой главы не хватает реалистичности и…

При этом читатель – в общем-то, добрый, заинтересованный и жаждущий помочь. Но он не понимает, что после таких вопросов и указаний большинство авторов не станет писать дальше, они полезут в текст: а) править указанное, б) искать, нет ли еще похожих косяков, в) грузиться тем, как они косноязычны.

Выход: повторюсь, такие читатели – находка. И пусть сбивают с толку и с ритма работы. Главное, не расстраиваться из-за косноязычности (черновики у всех неважные, даже у великих, не сомневайтесь) и не вязнуть в тексте с правкой. Быстро поправить ошибки, завести блокнот и записать туда о «нереалистичном экшене в девятой главе, потому что…». И расспросить читателя о других подозрительных сценах. И тоже записать. Когда история будет закончена, записи понадобятся для редактуры.

4. Усталость.

Работа над текстом каждый день при параллельном общении с читателями выматывает. И писательство, и общение – сферы энергозатратные, требующие эмоциональной отдачи, и бывает, что поговоришь – и сил писать уже нет. Некоторых и первое, и второе здорово подзаряжает. А кого-то будет только утомлять.

Выход: пока не попробуешь – не поймешь, заряжает подобный подход или утомляет, но понять, конечно, нужно. И если утомляет, значит, придется или минимизировать общение – люди к вам за «продами» ходят, не забывайте, а не для «поговорить», или строить график: утром общение с обещаниями – вечером «проды» (или сегодня общение – завтра «проды»).

Два важных условия для успешной написания книги «в прямом эфире»

И напоследок. Для написания и пиара романа онлайн необходимы условия:

1. Активные читатели.

С ними в Сети дела обстоят неважно. Даже на «спасибо за проду» решаются не все. Поэтому первую книгу – в ожидании читателей – лучше выкладывать в общем файле, чтобы не расстраиваться только своим постам в комментариях. А иногда и на первом романе появится лишь два-три не шибко активных человека. Терпите и ждите. И пишите для них. Для начала.
Как правило, дело не в том, что вы скучно пишете – а в том, что люди стесняются выражать свое мнение. Иногда их нужно суметь разговорить (и на «спасибо» отвечать не только «пожалуйста», а что-нибудь про погоду или работу). И, конечно, их важно уважать: находить время на беседу, предупреждать, если завтра «прод» не будет и на сегодня выложена последняя, чтобы люди не теряли время в ожидании.

Отдельно скажу о так называемых троллях – любителях говорить, что у вас «все фигня, патамушта ацтой» – их комментарии удаляйте и не расстраивайтесь. У людей не все в порядке с личной жизнью или психикой, им плохо и хочется сделать гадость. Бывает. И быстро лечится баном.

2. Следующая книга.

Первой вы привлекли, скажем, двух читателей. Как только выложен эпилог, сразу говорите о втором проекте – и либо выкладывайте то, что есть, на следующий же день, либо четко обозначайте сроки работы над второй историей (желательно, чтобы прошло не больше месяца). Иначе народ – даже эти двое – разбежится, и опять придется начинать сначала. А надо, чтобы они переехали в комменты к следующей истории, начали там флудить и привлекать других читателей.

Конечно, работа в прямом эфире – дело сложное и не всем подойдет, однако на сегодняшний день это один из лучших инструментов пиара книги на литературном сайте. И он действительно помогает и собрать читателей, и разговорить. Да-да, если на ваш вопрос: «Есть кто на проду?», – народ промолчит, можно бодро сказать: «Ага, раз нет интересующихся, то и проды тоже пока не будет». Подлый шантаж, его никто не любит, но он работает.

А разговорчивые читатели – это важное условие, чтобы заинтересовать книгой издателя.

 

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.