Творческий путь: шаблоны или эксперименты?

4.7
(3)

Большинство авторов учится писать по чужим книгам, кто-то осознанно, кто-то – нет. Конечно, можно получить филологическое образование, можно изучить тонны литературоведческих статей, но все это – лишь теория. А практические навыки мы приобретаем, читая чужие истории.

И свои первые книги пишем, чаще всего, основываясь на чужих шаблонах и стереотипах, используя увиденное у других.

И это естественно – чтобы набить руку, привыкнуть владеть словом и выражать свои мысли, проще использовать готовые образы.

Так что прежде чем начать изобретать свой авторский велосипед, надобно покататься на чужом и разобраться, как он устроен.

Шаблоны и стереотипы – самое то для тренировки.

 

Что в произведении можно считать шаблоном?

В первую очередь, это сюжетные ходы.

Например: в неком мире буянит Зло, и спасти от него должен герой, имя которого известно из старых пророчеств. Вот и первый шаблон. Доставить имена, придумать название миру и городам, придумать национальность Злу и имя – герою, и завязка сюжета готова.

Второй пример: наша девушка попадает в другой мир, где за ее сердце сцепляются эльфийский принц и драконий король. У героини же прорезается магический дар, и она жаждет идти своим путем, то отбиваясь от кавалеров, то выбирая между ними. Конфликт – даже целая их связка! – считайте, готов.

Также шаблоном может стать мир: виртуальная реальность из известной компьютерной игры, мифологический – славянский или греческий, авторский – частично или полностью списываются реалии мира, скажем, Толкиена.

Шаблон, таким образом, – это готовый трафарет мира или сюжетного хода, которые вы используете, добавляя чуть-чуть своего «по вкусу».

 

Что в произведении можно считать стереотипом?

В первую очередь – персонажей. Так, при кодовом слове «эльф» у всех возникает похожий образ: остроухое существо с надменным взглядом и луком в руках. И обязательно блондин. А при слове «ведьма» – либо старая скрученная злая карга, либо зеленоглазая рыжая девица с наглой улыбкой. «Черный властелин» – значит, злой. «Белый маг» – значит, добрый.

Также стереотипы используются для отношений между героями.

Формулы отношений в жанровой литературе

И так далее. Таковы самые распространенные «формулы» отношений в современных жанровых книгах.

Стереотип в произведении – это совокупность деталей, которые формируют известный образ. И того же эльфа можно не описывать – всем и так ясно, что собой представляет данный образ и из каких деталей он складывается.

С шаблонами и стереотипами все работают по-разному. Кто-то не решается вносить изменения, а кто-то – наоборот, меняет знакомый образ, преподносит свою трактовку известного. Тем более, сейчас это ценится издателями. Попасть «в серию» гораздо проще, если вы пишете так же, как и большинство издающихся авторов, и работаете с одними и теми же образами и мирами, любимыми читателями.

Как видите, шаблоны – это не всегда плохо. И начинающему автору, особенно мечтающему работать в рамках жанровой литературы (например, писать фэнтези-истории), стоит их использовать в своем творчестве. Главное – соблюдать меру. Тогда и издатель, и читатели, и сам автор – все будут довольны.

Однако же одними шаблонами сыт не будешь 🙂 Рано или поздно всех писателей тянет на эксперименты.

Эксперименты в писательском творчестве

Причины экспериментов в творчестве

По сути, первые наши пробы пера – это не то, что мы хотим написать. А то, что нам понравилось у других. Это чужие привлекательные образы, чужие сюжетные ходы и чужие отношения. Но рано или поздно начинает хотеться написать уже о своем. О своих образах, о своих отношениях и о своих мирах.

Так, есть две причины, которые толкают авторов на эксперименты:

  1. “Надоело одно и то же, хочу чего-то другого – хотя бы просто нового”.
  2. “Я ничем не отличаюсь от других, пишу так же, как и большинство авторов. Хочу придумать что-то оригинальное, чего ни у кого нет”.

Знаете, на что похожа первая работа с шаблонами? «Все ездят в Турцию, и я туда поеду!». Ну что ж, раз съездили, два съездили, три съездили… Что в итоге? У вас есть опыт путешествий и – точно такие же фотографии, как у всего вашего окружения. Одни и те же истории, одни и те же события, одни и те же впечатления, одни и те же ракурсы на фото.

Надоело? Если надоело – хорошо! Потому что в следующий раз вы рискнете и рванете в Сенегал на сафари, привезете массу новых впечатлений и фото, которых нет ни у кого, и будете с упоением рассказывать о своих пустынных приключениях. А самое главное – этот эксперимент выделит вас из однообразной толпы отдыхающих у бассейна в Турции.

К чему все это? К экспериментам в творчестве.

Однажды вам надоедят вампиры и тролли, пророчества и герои, спасающие мир от Черных Властелинов. И вам захочется создать новое – свое и только свое.

Эксперименты в писательском творчествеНапример, вывести новый биологический вид – Кракозябру необыкновенную. Или покрасить Пегаса в черный цвет, приделав ему клыки и когти. Изобрести новый вид магии. Сотворить никому не известный авторский мир и населить его придуманными нелюдями… И хочется, и руки чешутся… Но ваши читатели требуют драконов, а издательства печатают только книги про вампиров? И как в таком случае быть?

Эксперименты в писательском творчестве

Эксперименты, разумеется, нужны. И важны. Это – огромный шаг вперед, в развитие. Работа с шаблонами хороша, но в меру, – она поможет влиться в поток жанровой литературы, создаст вам имя в издательской среде и поспособствует изданию первых книг. Но рано или поздно может привести к разочарованию читателей – мол, опять пишет одно и то же, опять мусолит одну и ту же ситуацию с одинаковым набором героев.

В свою очередь, эксперименты и прежних читателей удержат, и новых привлекут. И вам помогут шагнуть вперед, за рамки шаблонов, – и стать настоящим творцом новых миров и нестандартных историй. Ваше воображение, ваша работа с новыми образами выйдет на иной уровень – не обычного графомана, а создателя.

Правда, при этом эксперименты могут привести к тому, что вы выбьетесь из общего потока, из серии, и издательства откажутся печатать ваши новые произведения. И даже предыдущие публикации и имя не помогут вашим экспериментам увидеть свет. Коммерчески все новое и незнакомое априори невыгодно.

Выбор – между тем, что требуется, и тем, что хочется, – всегда непрост. Поэтому многие авторы практикуют совмещение: для издательств пишут одно – насквозь шаблонное, для своих читателей и для себя – экспериментальное, публикуемое лишь в интернете. Либо же – в одном произведении аккуратно совмещают и шаблоны, и эксперименты, приоритет отдавая шаблонам.

Каким путем пойдет вы – шаблонным или экспериментальным – решать только вам. Главное, чтобы творчество приносило вам удовольствие.

Кстати, о Турции. Будучи любителем нового, я все же однажды в Турцию поехала. Все же ездят, а я чем хуже? Только вместо лежания под окнами гостиницы у бассейна я выбрала иное времяпровождение. Набрала экскурсий у гида и устремилась изучать страну. Развалины древних городов – Эфес, Мирра и Хиераполис. Самолетом за сутки в Стамбул туда и обратно – экскурсия по городу и круиз по Босфору. Амфитеатры и некрополи, горные перевалы и необыкновенный восточный колорит… Когда я показывала фото из путешествия знакомым, на меня странно смотрели и уточняли: «А ты точно в Турции была? Точно?..»
Шаблоны и стереотипы могут стать великолепной площадкой для экспериментов, а эксперименты – вашей возможностью удивить читательский мир. Главное, будьте смелее!

Как вам статья?

Оцените, пожалуйста, от 1 до 5

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Поделиться:
Дарья Гущина

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Авторская страница на Author.today

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx