Творческий путь: шаблоны или эксперименты? Часть 1

Творческий путь: шаблоны или эксперименты? Часть 1

Мы все начинаем писательский путь с использования шаблонов и стереотипов, это естественно. Чтобы набить руку, привыкнуть владеть словом и выражать свои мысли, проще использовать готовые образы.

Прежде чем начать изобретать свой авторский велосипед, надобно покататься на чужом и разобраться, как он устроен.

Шаблоны и стереотипы – самое то для тренировки.

Что в произведении можно считать шаблоном?

В первую очередь, это сюжетные ходы.

Например: в неком мире буянит Зло, и спасти от него должен герой, имя которого известно из старых пророчеств. Вот и первый шаблон. Доставить имена, придумать название миру и городам, придумать национальность Злу и имя – герою, и завязка сюжета готова.

Второй пример: наша девушка попадает в другой мир, где за ее сердце сцепляются эльфийский принц и драконий король. У героини же прорезается магический дар, и она жаждет идти своим путем, то отбиваясь от кавалеров, то выбирая между ними. Конфликт – даже целая их связка! – считайте, готов.

Также шаблоном может стать мир: виртуальная реальность из известной компьютерной игры, мифологический – славянский или греческий, авторский – частично или полностью списываются реалии мира, скажем, Толкиена.

Шаблон, таким образом, – это готовый трафарет мира или сюжетного хода, которые вы используете, добавляя чуть-чуть своего «по вкусу».

Что в произведении можно считать стереотипом?

В первую очередь – персонажей. Так, при кодовом слове «эльф» у всех возникает похожий образ: остроухое существо с надменным взглядом и луком в руках. И обязательно блондин. А при слове «ведьма» – либо старая скрученная злая карга, либо зеленоглазая рыжая девица с наглой улыбкой. «Черный властелин» – значит, злой. «Белый маг» – значит, добрый.

Также стереотипы используются для отношений между героями.

Формулы отношений в жанровой литературе

И так далее. Таковы самые распространенные «формулы» отношений в современных жанровых книгах.

Стереотип в произведении – это совокупность деталей, которые формируют известный образ. И того же эльфа можно не описывать – всем и так ясно, что собой представляет данный образ и из каких деталей он складывается.

С шаблонами и стереотипами все работают по-разному. Кто-то не решается вносить изменения, а кто-то – наоборот, меняет знакомый образ, преподносит свою трактовку известного. Тем более, сейчас это ценится издателями. Попасть «в серию» гораздо проще, если вы пишете так же, как и большинство издающихся авторов, и работаете с одними и теми же образами и мирами, любимыми читателями.

Как видите, шаблоны – это не всегда плохо. И начинающему автору, особенно мечтающему работать в рамках жанровой литературы (например, писать фэнтези-истории), стоит их использовать в своем творчестве. Главное – соблюдать меру. Тогда и издатель, и читатели, и сам автор – все будут довольны.

Однако же одними шаблонами сыт не будешь 🙂 Рано или поздно всех писателей тянет на эксперименты. И о них – наша следующая статья в рубрике.

Поделиться:
Дарья Гущина

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Авторский канал на Дзене

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Подпишись и получи
мини-книгу по стилистике, памятку и лекцию бесплатно
ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА!Сегодня - самые большие скидки!

До полуночи пятницы - скидка 50% на все лекции и курсы и на два сборника для писателей;

С 28 ноября до 11 декабря - скидка 30% на все то же самое;

С 12 декабря до 20-го - скидка 15%.

0
Оставьте комментарийx
()
x