Как делать гадости и не терять очарования (Ещё немного о главных героях)

Иногда в книге бывает важно показать теневую сторону главного героя. Это помогает сделать образ глубже, провести характер героя через кризисы и тем самым закалить его.

Закалить не только внешними испытаниями, но и внутренними, когда герой сталкивается с самим собой и оказывается лицом к лицу со своими негативными качествами – завистью, подлостью, эгоизмом, жестокостью и прочими подобными.

Ведь согласитесь, «темная» сторона есть у каждого. Так почему герой романа должен быть ее лишен?

 

Однако есть тут и подводные камни: если «темные» качества характера проявятся слишком резко или слишком бескомпромиссно, герой может превратиться в антигероя и растерять читательские симпатии. А значит, книгу станут дочитывать скорее из чувства долга, потому что «надо». А не потому, что сопереживают герою. И это плохо.

Поэтому здесь мы разберем три приема, которые позволяют главному герою быть злым и при этом сохранять доброе читательское расположение.

 

Прием первый: дилемма, выбор и цена

Допустим, герой должен кого-то убить. Мало ли, зачем вам это надо… Надо и все! Чтобы решительность героя показать или, например, способность идти напролом, действовать жестко – вплоть до жестокости, если того требуют поставленные цели.

Чтобы сохранить и в этом случае читательские симпатии, покажите, как тяжело дается герою подобное решение или подобные действия.

Помните: никто не отменял нравственные метания.

Можно поставить на другую чашу весов благополучие всей общины, жизнь близкого герою человека… Что угодно. Покажите, во-первых, ради чего герой идет на такую жестокость, а во-вторых, покажите цену, которую он за это платит.

 

Вспомните одну из первых сцен «Игры престолов», когда Нед Старк казнит беглецов. Чтобы не оттолкнуть читателей и зрителей, Мартин – устами самого Неда – объясняет необходимость такого решения и учит сына платить за такой нелегкий выбор и за право распоряжаться чужими жизнями.

 

Прием второй: демонизация жертвы

Не стесняйтесь демонизировать жертву.

Что это значит? Да все очень просто – припишите потенциальной жертве, то бишь персонажу, которому предстоит испытать на себе подлость или жестокость вашего героя, все мыслимые и немыслимые грехи. И чем безжалостней с жертвой расправится герой, тем отвратительней эта самая жертва должна выглядеть в глазах читателя до расправы.

Активней всего этот прием используется в фильмах и сериалах. Например, вспомните тех, кого убивала Арья Старк из той же «Игры престолов» — один перерезал доверившихся ему гостей, другой избивал слабых и беззащитных, третий был маньяком-извращенцем… А уж сколько крови было на руках Мизинца, которого Арья убила безоружным и отнюдь не в честном поединке, и вовсе невозможно представить. Хотя не стоит забывать, что Мизинца приговорила правительница Севера, так что это убийство можно считать исполнением приговора.

 

В книгах подобный прием тоже встречается: сыщик может расправиться по ходу сюжета с жестоким сутенером, домохозяйка убить насильника, ребенок всадить нож в жестокого отчима, защищая мать… И так далее.

Можно и менее кровавые примеры вспомнить: герой, потерявший работу по милости подлого и завистливого коллеги, может вовлечь того в мошенническую схему и оставить без гроша, и читатель воспримет это как справедливое воздаяние и никак иначе.

 

Словом, пусть ваш герой проявляет свои «темные» качества по отношению к подонкам и мерзавцам, и читатели только горячей будут его любить.

 

Прием третий: «хотели как лучше…»

Вы можете устроить случайное вмешательство в планы вашего героя – вмешательство обстоятельств, стихийной силы или вмешательство какого-либо второстепенного персонажа, отнюдь не столь положительного, как ваш протагонист. Причем этот второстепенный персонаж может действовать как в интересах главного героя, так и против него.

Надо сказать, этот прием один из самых удобных, но при этом и один из самых опасных. Ибо слишком частое обращение к случайностям и к авторскому произволу чревато появлением «роялей в кустах».

Однако – при должном умении и грамотном применении – такой финт способен вытащить ваших героев из самого, казалось бы, безвыходного сюжетного тупика. Не говоря уже о том, чтобы вовремя избавить протагониста от лишних врагов, оставив его руки при этом чистыми.

 

Чтобы увидеть этот прием в чистом виде, вспомним третий фильм экранизации «Властелина колец», сцену, где Арагорн, Леголас и Гимли встречают пиратские корабли, идущие на подмогу темным силам к стенам Минас-Тирита. Помните приказ Арагорна о предупредительном выстреле? Леголас честно собирался предупредить, но стараниями Гимли стрела таки нашла себе жертву. 🙂

Здесь одновременно и случайность, и вмешательство менее совестливого героя.

Как видите, в арсенале писателя вполне достаточно способов, благодаря которым можно показать негативные черты характера ваших персонажей и сделать книгу более реалистичной или даже более мрачной. Причем без ущерба читательской любви к героям и, таким образом, без ущерба читательскому сопереживанию.

Другое дело, что самому писателю бывает трудно «убивать» своих персонажей. Но и с этим можно справиться. Особенно если четко понимать, зачем и для чего вы подводите героев к смерти.

 

Мы, кстати, разбирали этот важный вопрос в одной из статей на сайте Школы – «Пишем книгу: как «убить» героя». Загляните, если интересно! 🙂
Поделиться:
Светлана Первая

редактор, писатель

Cтраница ВКонтакте — “Отблески миров”

Канал в Дзене — Редактор Школы Вдохновения

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx