«Киты» творческого долголетия в писательской деятельности

Бывает, автор пишет-пишет-пишет – год-второй-третий – книгу первую-третью-пятую, без оглядки на прошлое, без понимания будущего. Живёт каждой новой историей, каждой написанной страницей. Пока они не начнут (вдруг) кончаться.

У каждого автора наступает такой момент: возникают сложности с идеями, наваливается накопленная усталость, накрывает внезапным нежеланием браться за книгу и начинаются поиски оправдательных причин…

И после пяти-десяти лет напряжённой работы, после трех-пяти написанных книг, ты перестаешь понимать – зачем? Зачем опять что-то записывать? Зачем снова прилипать к стулу и компьютеру? Для чего?

Сначала, конечно, с первыми книгами, причин писать много. Это:

А) Интересно – интересно попробовать. Интересно окунуться в историю по-настоящему, цельно, а не кусочками перед сном или в транспорте; интересно создать что-то своё – свой мир, своих героев.

Б) Отдохнуть – от реальности, от быта и проблем. А иногда и от бесконечных голосов в голове – вытащить их из себя, выдохнуть.

В) Модно – все пишут, и я буду.

Г) Увлекательно – если любишь работать со словами и образами, писательство становится действительно хорошим и полезным увлечением, вроде вышивания или йоги.

Д) Единомышленники – если книга находит читателей, и они активно поддерживают в работе, то, по сути, становятся единомышленниками. Ведь зачастую писателю не с кем поговорить о своих мирах и героях, только с читателями. А поговорить хочется.

Е) Дополнительный доход – в какой-то момент (у каждого он свой) автор начинает продавать «электронки»: на литсайте, в интернет-магазинах. Иногда дохода хватает, чтобы уволиться и только писать, а иногда он минимален, но всё равно приятен и полезен.

 

Что случается, когда прежние причины писать перестают работать и стимулировать?

Усталость, привычка, рутина вместо сказки, «надо», недостаток времени… У каждого – свои триггеры. Но приводят они к одному – внезапно не хочется садиться за работу. И внезапно понимаешь, что писать вообще не хочется. Жил месяц-полгода-год без написания – и ничего, мир не рухнул. Можно и дальше жить.

А хочется ли?

Если хочется, то, конечно, силком себя загонять за компьютер не стоит. Значит, надо отдохнуть. Соскучиться по историям и написанию. И позволить себе это, даже если отдых затянется на несколько лет. Поверьте, лучше отдохнуть столько, сколько нужно, и вернуться бодрым, истосковавшимся, с новыми историями – и работать с удовольствием, и создать нечто удивительное и оригинальное, чем ковырять каждый день один абзац и за те же несколько лет не сотворить ничего стоящего.

А если в целом не хочется, но внутри всё равно что-то зудит и требует, напоминает, просит, то… Ищем китов. Китов писательского долголетия. 🙂

 

«Кит 1»: новые стимулы для творчества

Если старые не работают, значит, пора искать новые. И смириться: их нужно искать постоянно, на протяжении всего творческого пути.

Гора старых романов пылится в компьютере? Пора публиковаться в Сети.

Найти время, вычитать, заказать обложки, написать аннотации. «Литнет», «Автор-Тудей», «Продаман», СИ Мошкова – вот лишь несколько популярных площадок.

Кстати, на сайте «Школы» есть путеводители для новичков по порталам «Литнет» и СИ Мошкова. Не проходите мимо.

Уже публикуетесь? И поди, бесплатно? Пора продавать. «Литрес», «Призрачные миры», «Литмаркет», свой магазин – и за дело. Сначала денег много не будет (а то и вообще долгое время не будет, если вы – автор не раскрученный), но потом продажи – даже небольшие – очень хорошо стимулируют писать.

Никогда не участвовали в конкурсах? Пора) На литпорталах их очень много, всяких разных, и для рассказов, и для романов.

Ну, и в издательства рукопись можно отослать. А вдруг?))

Рутинность надоела? Пора переходить ко второму «киту» 🙂

 

«Кит» 2: писательские эксперименты

Психологи советуют каждый день пробовать что-то новое – ходить другими дорогами, осваивать новое увлечение, даже из блюд что-то старое и привычное по-новому готовить.

Писателям это «новое» необходимо как воздух. Если бесконечно писать одну и ту же серию или создавать новые романы с одними и теми же шаблонами (академия, любовный треугольник, от любви до ненависти, война с зомби и проч.), рано или поздно это, конечно, надоест.

Никогда не писали рассказы? Пора. В интернете полно конкурсов рассказов – можно взять там темы для экспериментов.

Всегда один и тот же жанр? Поменяйте. Или добавьте других жанровых элементов – детектива, мистики, ужасов, авантюрных приключений.

Всегда одно и то же повествовательное лицо – например, «я» девушки? Напишите от третьего лица парня. Или ребёнка. Или волшебного существа.

Всегда линейный сюжет – из точки А в точку Б? Напишите «перевертыш» («Игры разума» или «Остров проклятых» для ориентира), добавьте еще пару линий, чтобы «разветвить» сюжет.

 

Не стойте на месте, не пишите об одном и том же. Ищите новые миры, новых героев, новые отношения, новые сюжеты, новые жанровые изюминки. Они есть, и их очень много.

И не бойтесь потерять своих читателей. «Ваши» – те, кто просто любит ваш язык и стиль, подачу материала – как раз останутся. Уйдут те, кто пришел ради одного элемента – любовного треугольника или академии. Но свято место пусто не бывает. Одни уходит – другие приходят.

И здесь же – эксперименты с местом и временем работы.

Не пишется за рабочим столом ночью? Попробуйте пописать днем в кафе или утром на кухне. Или наоборот.

 

Я давно пришла к выводу, что каждой книге – свое время (не только в смысле «созревания» замысла, но и в смысле работы в определенное время) и, да, свое место. Одни книги я писала только на работе – дома они стояли колом, хотя время было; другие писались только утром и днем; третьи – только поздним вечером или ночью и на балконе (даже зимой закутывалась и выходила на лоджию с ноутбуком).

 

Если здесь и сейчас не получается работать привычно – да, пора попробовать что-то другое. Новое и неожиданное.

 

«Кит 3»: изучать себя и принимать изменения

Иногда трудно начать что-то новое – во всех смыслах: и новую историю, и новый эксперимент, – потому что не понимаешь, чего хочешь. Как уйти со старой дороги? Или чем ее разнообразить?

Надо постоянно изучать себя — и как человека, и как писателя. Надо понимать и признавать, что, например, жанр стал скучным или длинные романы писать тяжело, серии – тем более. Надо! Иначе однажды старая дорога обернется путем в никуда.

Зачастую изменения в нас протекают незаметно. Однако мы взрослеем, мудреем, набираемся нового жизненного опыта и новой информации, перестраиваемся. И однажды всё это ставит стену между нами и некогда любимыми жанрами, сюжетами и героями. И снести эту стену не получится. Зато можно взобраться на нее и с высоты оценить изменения.

 

В свое время понять, какой я стала, как изменилась, чему научилась, мне помог именно анализ собственного опыта. Я перечитывала свои старые книги, отмечая, какими были герои, какие использовались сюжеты, как преподносилась информация, почему тяготела к конкретному жанру и миру. А еще помогли статьи для «Школы», когда я разгребла накопленный опыт, поняла, что знаю и умею. Где могу рискнуть. С чем пора поэкспериментировать. И чему еще предстоит научиться.

 

Изучайте себя – прошлого, настоящего, вероятного будущего. Пишите блоги или статьи, делитесь опытом, анализируйте его. Отметьте, что вам нравится читать или смотреть, кроме историй вашего жанра, – это то самое будущее и вероятные эксперименты. Изучайте свое творчество – написанные истории, а также время и место работы, творческие привычки, смутные «хочу» и «нравится».

Постоянно наблюдайте за собой. Постоянно.

 

А теперь – о «морской пучине» 🙂

То есть о том самом «зачем», без которого не будет и наших «китов». И ответ на него очень простой – призвание.

Есть люди, рожденные учить, лечить, изобретать или менять мир. А есть те, кто создан писать книги.

Им может что-то надоесть – жанр, тренды, критика, бесперспективность, отказы издательств, само занятие писательством. И творчество окажется заброшенным – на год, на два, на три. Найдутся другие увлечения. Но всё равно будет подсознательно находиться и отмечаться: «О, какой образ, надо бы запомнить…», «О, какая метафора, надо бы записать…», «О, какой поворот, надо бы… попробовать».

Так устроен писательский мозг. Он постоянно и повсюду ищет информацию – в поездках, фильмах, книгах, статьях, снах. И она копится, чтобы однажды слиться воедино и рвануть новой историей. И писатель, скрипнув зубами, сядет за работу.

Он просто не сможет не записать новую историю.

У него не будет свободного времени. Его будет подводить здоровье. Книгу никто не будет ждать – ни читатели, ни издатели. Ему никто не заплатит за работу, его никто не похвалит и не простимулирует. Но он всё равно сядет и запишет. И неважно, сколько времени займет работа. Потому что он не сможет иначе.

Потому что это призвание.

И понимание своего призвания – осознание, понимание и принятие – это самый главный принцип творческого долголетия.

Поделиться:
Дарья Гущина

писатель, автор-фантаст

Страница ВКонтакте “Мастерская фантазёрки”

Авторская страница на Author.today

pen-filler-156146 копия

Внимание!

 

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

 

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

 

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Комментарии
Оставить комментарий
Оставить комментарийСкрыть
0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
0
Оставьте комментарийx