Причины отказа издательств
С отказами издательств и сакраментальным «вы нам не подходите» сталкивались многие авторы. И кто-то из «отказников» продолжает старательно добиваться своего, рассылая рукописи в различные издательства, кто-то – решает публиковаться за свой счет, а кто-то – опускает руки, ставя на своем писательском будущем жирный крест.
Забегая вперед, замечу, что верно поступают первые и вторые, поскольку причин для отказов издательств – от непопадания в серию до плохого настроения рецензента – хоть отбавляй, и всем не угодишь. И если не повезло здесь и сейчас, то может повезти завтра и в другом издательстве.
Третьей же группе – группе унывающих – важно не вешать нос и наверняка разобраться в причинах отказов.
Причины отказа можно разбить на несколько групп – технические, сугубо издательские, рыночные и так называемый «неформат». Разберем все подробно.
Технические причины отказа в публикации книги
1. Патологическая безграмотность.
Ни в коем случаем не высылайте безграмотный черновик. Если несильны в русском языке, найдите корректора-фрилансера, грамотного друга/родственника, выучите правила, наконец, и приведите текст в относительный порядок. Десять ошибок в одном абзаце, как и отсутствие абзацев и текстовой структуры (выраженных глав или частей), наверняка отпугнут рецензента, и ваше гениальное творение останется непрочитанным. Ибо в издательствах работают филологи, для которых грамотность текста равна интересному сюжету и красивым образам героев.
2. Логические неувязки и плохая проработка сюжета/образов/интриги.
Не стесняйтесь показывать произведение людям: публикуйтесь в Сети, пристройте к чтению друзей и родственников, поищите через Сеть бета-ридера. Вам, конечно, может показаться, что вы написали суперкнигу, а на деле выяснится, что она шаблонна и пестрит недоработками. Которые необходимо отловить и исправить.
Если читатели молчат, а критики не находятся – ищите подходящие конкурсы и участвуйте в них. Нет нужных конкурсов – пишите новые истории, на конкурс проходящие. Начинающие авторы, как правило, во всех первых произведениях допускают одни и те же ошибки, а на конкурсах есть люди, способные и увидеть их, и объяснить суть.
3. Скучное и затянутое повествование, полное шаблонов, стереотипов и «баянов» и «воды».
А также – отсутствие яркой интриги, сильных конфликтов и интересных героев. А также – откровенный плагиат с фильмов, комиксов или ранее изданных книг. А также – отсутствие четкой мысли и понимания, о чем автор написал книгу и что он хотел ею сказать. А также… Да, бета-ридеры – люди крайне необходимые. Ибо только они смогут вам обо всем этом сказать ДО отсылки рукописи в издательство. Равно как и дать советы о том, как недостатки книги превратить в ее достоинства.
Издательские причины
1. Недостаток/переизбыток объема текста.
Прежде чем высылать рукопись, потрудитесь зайти на сайты издательств и почитать требования. Помимо обязательных аннотаций и автобиографий, в требованиях указывается и объем текста, и форма произведения. Рассказы, стихи и повести нынче не котируются, если вы начинающий автор. А к рассмотрению принимаются романы с определенным объемом – как правило, это 12-18 а.л. (авторский лист – 40 000 знаков с пробелами). Повесть объемом в 8 а.л. даже к рассмотрению не примут, как и неделимую 30-«алочную» эпопею.
Кстати, и несоответствие указанным на сайте требованиям – незаархивированный текст, отсутствие письма или синопсиса – тоже может стать причиной отказа. Иногда редакторы просят выслать или дополнить синопсис, но чаще делают вид, что ваше письмо «не дошло».
2. Несоответствие жанру/серии.
Опять же – внимательно изучите все жанры и серии, на которые конкретное издательство делает ставку. Ваш современный остросюжетный детектив наверняка придется не ко двору там, где печатают только фэнтези, да и «чистому» фэнтези может не найтись места среди «мужского» экшена и «женского» любовно-фантастического романа.
3. Рабочая текучка.
Новых авторов – много, новых книг – тоже. И как бы хорошо вы ни написали книгу, приоритет будет отдан авторам уже известным, быстро пишущим и постоянным. И, бывает, новички, годами не получают ответы, потому что их книгу даже рассматривать не стали, из-за текучки отложив письмо «в очередь». И если вы уверены в достоинствах своего произведения, не стесняйтесь писать или звонить в издательство, напоминая о себе.
Таким образом, чтобы снизить риск получения отказа до минимума, важно писать грамотно, логично, интересно и «в серию». Но даже соблюдение этих условий – не гарант публикации.
Рыночные причины
1. Вы – новичок или не публиковались больше двух лет.
Новый или редко пишущий автор – это всегда риск прогореть. И даже очень перспективным писателям могут отказать просто потому, что они новички. Потому что пиарить их и раскручивать – накладно и нерентабельно. Увы.
2. Отсутствие читательской аудитории.
Нынче издательства сами ищут подходящих авторов, и приоритет отдается тем, у кого уже есть длинный «хвост» из активных почитателей, высокая посещаемость сетевого раздела и определенные рейтинги на сайтах. Соответственно, до отправки рукописи постарайтесь раскрутить свое творение и себя как автора на популярных литсайтах, обзавестись сетевой известностью и пабликами с активными подписчиками.
3. Коммерчески невыгодный текст.
Да, бывает и такое. Всем требованиям книга отвечает – и объему, и грамотности, и жанру, и серии, и интересна, и ее автор прежде публиковался. Но! Новые мысли, новые идеи, не отвечающие, по мнению издателей, запросам аудитории, отсутствие шаблонов и стереотипных образов или конфликтов – и вам вежливо откажут.
Словом, произведение не вписывается полностью в поточную литературу. Например, все сейчас пишут об академиях и школах магии, в которые попадают учиться наши люди, а вы решили отличиться и написали про иномирца, который попал в институт горного дела на Земле. Все, считайте, вы в пролете: «наши там» гораздо рентабельнее «чужих здесь».
«Неформатные» причины
1. Книга не ориентирована на определенную аудиторию.
Часто данное явление присутствует в книгах «для себя». И в результате нет четкого понимания – кому писал-то, кроме как себе? Мужской аудитории или женской, подростковой или взрослой? У каждой аудитории – свой круг проблем, свои мечты и свои надежды. И если вы хотите продавать свои книги, важно быть в курсе желаний аудитории.
Конечно, говорят, что хорошая книга подойдет для всех, но тем не менее интересы определенной целевой аудитории должны учитываться изначально. Ибо тех, кто на 100% разделяет все чувства и мысли автора, найдется немного.
Здесь же напомним и о жанровых рамках. Ибо безумная смесь детектива, мистики, хоррора, любовного романа и экшена вряд ли найдет понимание у рецензента. Да, у каждого жанра тоже есть своя аудитория.
2. Немодная (неактуальная)/специфичная тематика.
Тренд в издательском деле – вещь очень важная. Некогда в тренде были эльфы и гномы, иронические детективы от Дашковой и боевики от Бушкова, вселенная «Метро», юмор и попаданцы. Сейчас набирают обороты лит-РПГ (тема компьютерных игр), всевозможные академии магических и иных искусств, «розовые сопли» с откровенными сценами и БДСМ. И писать про войну эльфийских кланов уже не модно. А все, что попадает в серию и отвечает прошлогодним запросам аудитории, берут по остаточному принципу и если есть место «в очереди».
Специфическая же тематика однозначно получит отказ. Если, конечно, писатель не распиарится в Сети как автор «50 оттенков серого».
Всякое бывает. Важно не расстраиваться – вернее, порасстраиваться, выпустить на волю все негодование, «переболеть» – и продолжать стучаться во все двери и писать новые книги.
Далеко не все известные авторы враз становились публикующимися. Джоан Роулинг три года получала отказы, потому что ее «Гарри Поттера» считали неперспективным, а наши признанные классики – Булгаков, Солженицын – долгое время «не подходили» системе.
Важно – очень важно! – не отчаиваться и верить в себя и свое творчество. И ждать. Каждой книге – свое время.
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
Чушь полная
Для вас – возможно