Для читателей, особенно «глотающих» любые книги без разбора, электронные библиотеки – спасение для кошелька. А вот для писателей – как для состоявшихся, так и для начинающих – случайное попадание текста в онлайн-библиотеку может обернуться катастрофой.

Во-первых, в библиотеках тексты «множатся» – если роман появился в одной, то через день будет еще в десяти, и без авторского согласия.

Во-вторых, если писатель продает свои произведения, то при сливе в Сеть на прибыли, кстати, небольшой, но все равно приятной, можно ставить крест.

В-третьих, это отрицательный пиар: так, начинающий автор выложил в своем разделе черновик в надежде, что читатели помогут ему оттестировать и вычитать текст, а через неделю обнаруживает этот самый черновик, со всеми сохраненными ошибками и косяками, в библиотеках с сопроводительными комментариями читателей: «Какой бред, какая безграмотность!». Ответная реакция автора может быть очень грустной.

А тащат нынче всё. И авторам нужно приготовиться и к тому, что целиком выложенный текст могут слить в любой момент, и к тому, что свои права надо отстаивать – или бесплатно работать на пиратов.

В свое время у меня был период затяжной войны с пиратами и онлайн-библиотеками, который я про себя называла охотой на ведьм, и мой опыт может пригодиться тем, кто хочет продвигаться в Сети и продавать свои книги.

Как защитить текст от пиратского скачивания

Или хотя бы минимизировать ущерб. Способов несколько:

  1. Не выкладывайте в Сеть произведение целиком.

Если обещали бесплатно порадовать поклонников – высылайте концовку, но не говорите, когда она случится. Публикуйте эпизод за эпизодом, главу за главой, перед финишем берите небольшой перерыв – пару дней, чтобы люди успели прочитать, а потом одновременно урезайте выложенный текст и высылайте финал – только концовку, то, что не было выложено в общий файл. Так вероятность слива минимальна – текст никто не скопирует (мало кто этим занимается, все онлайн читают), и концовку “пришить” будет не к чему.

 

  1. Если все-таки хотите выложить – целиком и бесплатно, – то вычитайте и отредактируйте, как следует.

Пираты воруют для библиотек даже черновики, полные огрехов и ошибок. В таком случае у читателей сложится мнение: «а, чушь непонятная и безграмотная, читать невозможно». Если же текст будет приличным, то обернется инструментом пиара – люди прочитали, им понравилось, и они пошли искать другие ваши истории.

Инструмент это, правда, сомнительный: читатели онлайн-библиотек – типичные любители халявы, и если остальные свои романы вы продаете, то один из двадцати их купит, а остальные в вас разочаруются («опять платный автор!», да) и будут караулить, когда щедрый «двадцатый» текст сольет. Но купленное сливается в Сеть гораздо реже, чем бесплатное.

А если вы слышали такое мнение завсегдатаев библиотек: «Да вас же бесплатно пиарят, вы еще благодарны должны быть за слив – о вашем творчестве узнает новая аудитория!», то не верьте ему.

Когда я ходила по библиотечным ресурсам в поисках своего, то в каждой второй библиотеке обнаруживала рекламу, прицепленную к ссылке «Скачать книгу». Читатель кликнул по ссылке – реклама всплыла – сайт получил деньги за клик. А я, понятно, не получила ничего. Только искреннее недоумение из серии: «Чего вы возмущаетесь, ваши книги же читают!». Ну да, читают. Где-то там, где меня нет и мне быть не хочется. А туда, где я есть, халявщики потом не идут и новые мои романы не покупают. Потому что халявщики и готовы читать даже некачественное, лишь бы забесплатно. Кому нужны такие читатели? Делайте выводы, коллеги.

 

  1. Выложили бесплатно или выставили на продажу – мониторьте.

Хотя бы раз в месяц забивайте в поисковиках свои ФИО, название истории и сакраментальное «скачать (читать) бесплатно». И изучайте ссылки. Подозрительные проверяйте. Нет сливов – чудно, а если есть…

 

  1. Отстаивайте свои права.

Если текст сольют, то об этом рано или поздно узнают, ведь лишь один из десяти сразу купит книгу, остальные девять человек сначала откроют поисковик и попробуют найти бесплатный текст. Слив, повторюсь, – крест на продажах.

Однако никто не имеет права распоряжаться вашей интеллектуальной собственностью без вашего ведома. Никто!

Поэтому…

Как отстоять свои авторские права на текст?

а) у всех приличных онлайн-библиотек есть контакты – электронная почта или форма для прямого письма администратору. Находите, заполняете, просите удалить произведение по требованию правообладателя.

Кстати, лучше просить урезать текст до ознакомительного фрагмента и оставить ссылку на официальный ресурс автора. Заблокированный аккаунт или сам таинственным образом всплывает, или его заведет другой ушлый пират.

б) библиотеки часто требуют нотариальную доверенность об авторских правах – сертификат, а он стоит очень дорого. Но оформлять его НЕ нужно. И требовать его у вас никто НЕ ИМЕЕТ ПРАВА. Поэтому смело пишите письма и просите убрать незаконно размещенное произведение, ссылаясь на законодательство об авторских правах (Гражданский Кодекс РФ, часть четвертая; см. ниже).

в) если библиотека, начинает упрямиться, грозите жалобами хостингу и регистратору доменного имени (что это такое, почему действенно и как реализовать угрозу, если «пираты» не прислушаются, расскажем в отдельной статье); а в заключение обещайте жалобу в прокуратуру и судебное разбирательство.

Вообще когда я первый раз увидела требования, предъявляемые автору большинством библиотек – длинный-длинный список перечисления тысячи и одного документа, то растерялась и малодушно решила отказаться от «доказательных» бесед. Получается, что кто угодно и безо всяких дорогостоящих доверенностей может слить текст, да еще и плюшку от библиотеки получить, а писатель должен выложить пятьдесят бумажек за пятьдесят тысяч рублей (в лучшем случае), чтобы доказать, что он – автор этой истории и вообще-то никому не разрешал читать ее бесплатно.

Запомните, коллеги: 

  1. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора (ст. 1228). Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения (ст. 1255).
  2. Согласно статье 1259 ГК РФ, п. 4, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав НЕ ТРЕБУЕТСЯ регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Я провела переговоры с тридцатью библиотеками, а то и больше (да-да, изучила законодательство об авторских правах, нашла выдержки и предъявляла их вместо сертификата). И только одна библиотека заупрямилась – неделю переписывалась со мной на такую тему: дескать, откуда мы знаем, что вы – это вы, законы мы знаем, а вот вас – знать не знаем, так что шлите скан паспорта. Пришлось прислать, замазав предварительно номер и серию. Если не ошибаюсь, это был Литмир. Они потом долго извинялись, а через полгода мой аккаунт снова всплыл, только вместо романа «Дитя магии» там оказался рассказ незнакомой девицы. Я снова им написала, ответа не получила… и черт с ними.

Но доказательства того, что вы – это вы, иметь нужно. У меня в качестве оного была электронная почта, с которой я писала и которая была указана на моей официальной авторской странице основным контактом.

Полугода боданий мне хватило, чтобы понять: библиотеки и пиратов до конца не победить, а законы об авторских правах в нашей стране работают… только как пугалка при прямом обращении, да и то не всегда. «Эксмо» и АСТ когда-то, объединившись, смогли победить через суд даже «Либрусек» с «Флибустой», но то – издательские зубры, а мы, скромные авторы… Но хотя бы топ-20 самых популярных ресурсов шкурить и обрабатывать нужно. Ибо нефиг. 

И еще: лучший способ защитить свое авторское право таков – напечатайте рукопись на материальном носителе (на бумаге) с указанием авторства, вложите в конверт и отправьте самому себе. Когда получите, храните, не вскрывая конверт. Дата отправки послужит доказательством даты создания произведения. А если будет судебное разбирательство, конверт вскроют в суде для доказательства авторства.

Цените чужой труд. Не нарушайте авторские права других и охраняйте свои.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте “Дарья Гущина: реальность выдумки”)

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.