Как писать, когда не пишетсяВ группе «Школы вдохновения» ВКонтакте начинающие авторы часто задают важные вопросы, касающиеся работы над произведением. Обычно мы отвечаем лично, даем короткие советы. Но если вопросы распространенные и действительно важные, волнующие многих авторов, особенно – начинающих, на них стоит ответить подробно. В статье.

***

С согласия автора, обратившегося к нам, публикуем его письмо (орфография и пунктуация сохранены):

Иногда случается, что вообще ничего не получается написать – можно часами над пустой страницей сидеть, или получаются главы повести ни о чём – на порядок хуже, чем те, что написаны даже вчера. Есть ли способы, как с этим бороться? С 1 стороны, ждать вдохновения – жизни не хватит даже на 1 книгу, с другой, писать что-то непонятное без настроения – тоже не вариант…

Юрий Ташкинов

***

Здесь имеют место быть следующие проблемы: а) недостаточная проработка все истории и ее отдельных эпизодов; б) потеря интереса.

Разберем оба момента подробно.

О важности проработки истории, или «Утром деньги – вечером стулья»

По собственному опыту могу сказать, что бесплодное сидение над чистым листом – это незнание, о чем писать. История не проработана в мелочах. Есть лишь абстрактное понимание того, что будет дальше.

Как писать, когда не пишетсяНапример, сейчас, в первой главе, герой находится в точке А, но ему надо обязательно попасть в точку Б главе эдак к десятой. А вот конкретного понимания – цепи событий, пути героя по придуманным и продуманным эпизодам, от главы к главе, – нет.

Получается, прежде чем придумать и обработать задумку, вы сразу садитесь писать. В надежде, что сейчас начну, а в процессе все придумается. И бывает, что придумывается. И пишется. И иногда прилично. А иногда – ни о чем. И хуже, чем накануне. Но иногда для этого приходится сидеть и смотреть на файл, перечитывая написанное, несколько часов. А иногда – даже это не помогает. И не придумывается, и не пишется вообще.

Что делать в таком случае – когда не пишется вообще?

1. Не садитесь писать, пока не придумаете продолжение и не продумаете эпизод.
Да, «утром деньги – вечером стулья». Если вы пишете по вечерам, то с утра перечитайте последние страницы и в течение дня решайте – как повернуть сюжет, куда и зачем пойти герою, что случится? Очень хорошо помогает метод вопросов – герою, ситуации. И к вечеру – к началу работы – у вас будет сумбурное, но все-таки представление, о чем писать. А из сумбура польза извлекается быстрее, чем из пустоты.

Если для работы определен день, тоже не садитесь писать сразу. Придумайте занятие, которое не мешает думать, – погулять полчаса, разобрать книжный шкаф и пр. За мелкими бездумными занятиями очень хорошо размышляется. Но не о вечном. 🙂 А о том, о чем писать следующий эпизод.

Я, например, все свои книги продумываю по дороге на работу и за домашними делами. Час-полтора в транспорте в одну сторону, без смартфонов, книг и планшетов, когда все развлечение – только фантазия, волей-неволей заставляет, собственно, из этой фантазии извлекать пользу. И посуду без нее мыть тоже скучно, да 🙂 Я вспоминаю последний абзац и мысленно продолжаю выстраивать сцену – диалоги героев, описание погоды и т.д. Так, что потом руки чешутся сесть и записать, чтобы не забыть.

2. Пишете зарисовки на будущее.

Если продолжение упрямо не придумывается, оставьте это занятие. Вероятно, вам еще не пришли нужные мысли. Подумайте о других сценах – о концовке или о развязке. Продумайте их и запишите – короткими зарисовками. Это тоже проработка. И сбор материала. Когда его набирается достаточно, вопрос, о чем писать дальше, исчезает сам собой. Достаточно поднять все зарисовки, просмотреть и выстроить их в событийную цепь. И, конечно, подумать. 🙂 Что, зачем и почему. Другими словами, поработать над идеей книги.

И напоследок. Не теряйте время на пустопорожнее сидение за компьютером. Если за пару часов вы так ничего и не придумали, займитесь другими делами. Да, ждать вдохновения – жизни не хватит, но и на книге свет клином не сходится. Чем весь день судорожно заставлять себя написать один абзац, лучше потратить время с пользой. Сделать отложенные дела, посмотреть фильм или почитать.

Как писать, когда не пишетсяЯ, кстати, часто замечаю, что именно в такие моменты расслабленности, когда ты не заставляешь себя работать, и приходят интересные идеи – или о новых книгах, или о том, как продолжить старую. Мозг все равно будет решать поставленную перед ним задачу. 🙂 И лучше всего она решается не из-под палки, а в свое время. Опять же, фильмы и книги могут натолкнуть на дельную мысль.

Об интересе к истории и к работе над книгой

Вспомните моменты, когда вам и придумывалось, и писалось легко (или относительно легко). Что это состояние сопровождало? Подходящая обстановка, хорошее настроение, музыка, интерес к истории?

Подходящий настрой на работу – это, прежде всего, интерес к истории. Если его нет, если вам интересна только развязка, но не середина, – настроя не будет. И вдохновения тоже. Ищите интерес в каждом эпизоде, на каждой странице. Обязательно. Конечно, в книге есть такие места, о которых сказать надо, но вам эта тема скучна. Посмотрите на нее с другой стороны. Иногда достаточно просто иначе увидеть ситуацию– и иначе преподнести. С интересом.

От себя могу сказать, что терпеть не могу писать так называемые «розовые сопли» – то бишь, выяснение отношений и всяческие романтические объяснения. Мысленно они выстраиваются, а вот писать не могу – скучно. Сажусь за компьютер и сижу над файлом три часа. Но иногда эти моменты нужны – история требует. И я начинаю искать подходы – об этом можно сказать с юмором, здесь можно вместо пафоса вставить стеб, здесь можно шуточно обыграть сцену… Очень помогает. 🙂

Так же, помимо интереса собственно к истории, очень важен интерес к процессу – к написанию. Получать от работы удовольствие в писательстве необходимо, а оно – в том, чтобы с интересом связывать слова и плести из них образы. С последним у многих проблемы – нравится выдумывать, а вот записывать – уже нет.

Как писать, когда не пишется

Если все придумано, продумано, но пишется все равно тяжко, лично я использую метод «двух штрафных страниц». Он заключается в следующем. Вы определяете примерное время, за которое вам необходимо написать две страницы. Собираетесь с мыслями, засекаете время и садитесь писать. И не встаете со стула, не выходите в Интернет, пока не напишете. И обязательно уложиться в определенные, допустим, два часа, чтобы не растягивать «удовольствие» на сутки.

Почему именно такой объем – две страницы? Как правило, именно 2-3 страниц нам хватает, чтобы или зверски устать выцарапывать слова, или же расписаться, почувствовать слово и проникнуться потерянным интересом. И после двух страниц я либо ставлю точку и закрываю файл, либо продолжаю усердно писать – но уже без заданного времени и объема, сколько получится – столько получится. О качестве материала я голову не грею. Ибо не в этом смысл черновика. 🙂

Как писать, когда не пишетсяО «плохом тексте» и главах «ни о чем»

Смиритесь с тем, что книгу «о чем» – где каждый эпизод, каждый факт, каждое слово на месте – вы с первого раза не напишете никогда. Точка. И никто никогда не напишет, даже писатели с бездной опыта. Целостность текста, глубина смысла и красота образов достигаются шлифовкой. Это редактура, тестирование и снова редактура. И, согласитесь, глупо начинать шлифовать неготовую деталь. Сначала нужно ее сделать. Написать черновик, дать ему отлежаться и перечитать. И только тогда браться за шлифовку.

Поэтому смело пишете даже главы «ни о чем». Потом вы их перепишете, допишете, вырежете в конце концов. Это всего лишь текст, слова. Научитесь не жалеть их. Это только материал. Любой ремесленник использует исходного материала больше, чем нужно, для создания творческого продукта. У писателей это слова. Лично я за одну редактуру вырезаю, «выметаю» из текста под два авторских листа – это 40-50 страниц текста. И – нет – не жалко. 🙂 А жалко – вырезайте и оставляйте в черновиках. Просто так, чтобы было.

У текста «ни о чем» есть своя важная функция – он связывает вас с историей даже тогда, когда не пишется. Он помогает вам расписаться, набить руку. Он поддерживает рабочий настрой. Плохой текст – это тренировка.

Рано или поздно выработается привычка писать – сначала просто каждый день, потом – каждый день по «две штрафные» страницы. Потом – больше. И если вы чувствуете, что писательство – это ваш путь, то за привычкой придет и опыт. А с опытом – и легкость. И удовольствие от работы. И от истории, конечно же.

Как писать, когда не пишетсяИ еще один важный момент. Восприятие текста – любого, вашего или чужого – во многом зависит от сиюминутного эмоционального настроя. Сейчас у вас плохое настроение после тяжелой работы, и написанное кажется косноязычным бредом. Попробуйте перечитать его спустя недели две, в хорошем настроении, как чужой текст. И вы наверняка увидите разницу. И, вполне возможно, подумаете – а не так все плохо. 😉

Опять же, исходя из собственного опыта, могу сказать, что порой тяжелый и «трудовой» текст оказывается лучше, чем написанный в приступе вдохновения. Текст, давшийся с трудом – продуманнее, логичнее; вы за каждое слово в нем боретесь и цепляетесь. И каждое слово ставите на свое место. А если нет… Слова – это только материал для историй. 😉 А материал набирается и нарабатывается годами практики.

Пишите, как получается. Пишите, когда получается. Главное – закончить черновик. Довести дело до конца. Дать черновику отлежаться. А уже потом – шлифовать, вырезать и приводить в порядок. Когда история закончена, вы яснее и четче видите, что в тексте не так.

Удачи вам. 😉

48126391_43227286_b6d72f5afdc3

Дорогие участники «Школы вдохновения»!

Если вы хотите поделиться своими писательскими сложностями и задать нам вопрос, пишите на почту info@school-of-inspiration.ru или свяжитесь со мной через личные сообщения ВКонтакте.

В теме письма обязательно укажите «Вопрос-Ответ». И предупредите, если хотите задать вопрос анонимно (то есть чтобы письмо было опубликовано без имени).

Ждем ваших историй!

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.