Как подготовить книгу к изданиюНачнем с приятного. Вы написали книгу. Поставили последнюю точку в эпилоге, закрыли файл и, переведя дух, с чувством выполненного долга, полезли в Интернет. Зачем? Разумеется, искать сайты популярных издательств, а вернее – адреса их электронной почты. Пока вы находитесь в эйфории под влиянием написанного, кажется, что ваша книга – самая-самая! И издательство, получив ваше письмо, обязательно сообщит: «Да, берем».

Теперь – о неприятном. Главная ошибка авторов – это попытка пропихнуть в издательство «сырой» текст. Иногда – если вы достаточно грамотны и книгу написали не первую – фокус удастся, и книгу примут. Но зачастую море ошибок и логические нестыковки сюжета отталкивают рецензентов. И в лучшем случае из издательства придет ответ: «Извините, вы нам не подходите». В худшем – вам вообще не ответят.

Как подготовить текст изданию?
Подготовка проходит в несколько этапов. И самое в ней неприятное – книгу придется перечитывать не раз и не два. Ее придется безжалостно править, переписывая эпизоды. Лень? Жаль времени и сил? Кажется, что после правки книга уже нет будет такой замечательной? Но – надо, Федя, надо!

Итак, о подготовке.

Понедельник, как известно, начинается в субботу. То есть, к итоговой правке нужно готовиться заранее – еще в процессе написания. Завести блокнот, где помечать важные моменты развития повествования. Составить словарь имен и терминов, чтобы вы точно знали, например, какими заклинаниями пользуется ваш герой. И, что важно, – желательно не перечитывать черновик. Почему? Назовем это «эффектом образности».

Что такое «эффект образности»? Это неспособность видеть текст. Это явление, когда чувственное и эмоциональное восприятие «заглушает» визуальность. И вместо слов и текста вы видите картинки, «проваливаетесь» в собственный мир. И чем чаще перечитываете понравившиеся моменты, тем сильнее выражается эффект. Даже если работа встала, не стоит мусолить написанный текст. Достаточно быстро просмотреть пару последних страниц.

Почему это так важно? Потому что эмоции рано или поздно схлынут. И прочтение любимого эпизода после двух-трехнедельного перерыва уже не вызовет сильный эмоциональный оклик. И не будет такого «погружения» в мир, а перед глазами – останется текст. С которым еще работать и работать. И лучше всего – по его окончании.

Поставили последнюю точку – погуляйте, отдохните, выспитесь, наконец. А книга – пусть пока полежит в сторонке. Хотя бы неделю-другую. И потом – прочитайте черновик. Поправьте то, что заметили – орфографию, пунктуацию, стилистику.

Что дальше? Готовую книгу пора отдавать бета-тестерам. «Бет» иметь надо. Вернее, с ними нужно дружить. Причем желательно, чтобы в их роли выступали люди разного пола, возраста и мировоззрения. Папа, мама, сестренка, муж-жена и друг-подружка – как вариант.

Чем больше разных мнений вы услышите – тем больше вероятность найти все неувязки. При этом, пока «беты» читают, тексту снова надо дать «отлежаться» – хотя бы месяц. Опять же, чтобы максимально притупились «эффект образности» и собственное удовольствие от оконченной работы.

Итак, «беты» заняты, у вас – время перевести дух. Первоначальная эйфория спала? Если спала – это хорошо. Вдумчивая работа над текстом, как правило, имеет две стороны. Первая – все равно я гений! Вторая – боже, я косноязычное ничтожество…

К сожалению, у писателей редко встречается умение оценивать свое творчество объективно. А субъективная оценка колеблется от “все отлично” до “все ужасно”. И то, и другое – по-своему плохо. И еще и поэтому обязательно нужно знать мнения «бет». Первым оно поможет безболезненно спуститься с небес на землю, вторым – поверить в себя и в собственные силы. И даст стимул для дальнейшей работы.

Что делать с текстом дальше, читайте во 2-й части инструкции.


Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены Законом РФ об авторском праве и смежных правах от 09.07.1993 № 5351-1.
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.