О жанре фэнтези
Фэнтези – это довольно молодой современный жанр: временем его зарождения и становления считается первая половина XX века.
К настоящему моменту – благодаря неуклонному росту популярности – фэнтези полностью оформилось в самостоятельный жанр, со своими яркими чертами и особенностями.
Что же такое фэнтези?
Во-первых, это, конечно, фантазия – то, что дало жанру название (от англ. fantasy – «фантазия»). Это вымышленные миры и несуществующие явления (магия, волшебные артефакты). Это образы нелюдей (оборотни, эльфы) и волшебных животных (единороги, летающие обезьяны). Это полезное и приятное отступление от законов логики, по которым тех же оборотней вроде как не существует, – потому что в нашей фантазии возможно всё.
То есть фэнтези – это обязательное наличие элемента, который называется фантастическим допущением.
Во-вторых, фэнтези – это сложные и, да, логические связи в построении вымышленного мира.
«Нетрудно придумать зелёное солнце, – заметил Толкиен, – трудно придумать мир, в котором оно будет естественно». А ещё – важно и логично. Именно наличием логических связей (объяснением волшебства и его работы, законов «как в жизни») фэнтези отличается от сказки.
В сказках ведь как? Родился Великий Маг и, едва переступив порог юности, убил Великого Злодея. Или волк вдруг заговорил на человеческом языке. И никто не скажет, что так не бывает – потому что в сказках бывает всё.
А вот в фэнтези ещё как скажут.
Не может необученный пацан убить могущественного колдуна в одиночку. Не приспособлен волчий артикуляционный аппарат для произношения человеческих слов. И зелёное солнце просто так ниоткуда не возьмётся – это либо сложные химические процессы, к чему-либо ведущие, либо (хотя бы) чья-то чёрная магия, из-за которой людям (по каким-то причинам) везде мерещится зелёное.
Потому что в фэнтези, как и в нашем мире, кроме магических сил и фантастических законов жанра, должны существовать и грамотно работать законы нашей реальности. И в первую очередь – закон здравого смысла. Причем так работать, чтобы читатель не говорил: «Не верю!» Чтобы у него даже мысли такой не возникло.
А чтобы читатель поверил, мир и образы героев (а также сюжетные события, интриги, конфликты и развязки) надо строить с максимальной логичностью.
Магия, эльфы, оборотни, драконы, спасение мира – да, это круто.
Но ещё круче, когда народы существуют не для антуража, а потому что необходимы миру, и у них есть своя социальная система, «обоснуи» для нужности, города, обычаи, порядки, легенды и пр. – всё то, что есть у нас, людей. Когда магия – это не просто фаерболы и ледяные стрелы, а часть мира – со своими истоками, эволюцией, полезностью и опасностью. И когда спасением мира всё-таки занимается сбалансированная команда, а не желторотый юнец или одинокий попаданец (который при перемещении волшебным образом выучил все языки нового мира).
Фэнтези – это сказки для взрослых, а их заставить поверить труднее, чем детей. Дети готовы просто верить, а взрослые верят «потому что», причём во всё – от актуального здесь и сейчас образа героя до законов, по которым живёт мир.
Что ещё относится к чертам фэнтези?
К жанровым чертам фэнтези относятся:
- Атмосфера волшебства или сказки, в основе которой находится тайна или загадка, связанная с необыкновенными явлениями, героями, битвами или магическими предметами.
- Несуществующие в реальности существа или предметы. Или необычные с виду, или наделенные необыкновенными способностями, – например, говорящие звери, ожившие деревья, драконы, упыри, единороги, духи природы и иже с ними.
- Необъяснимая сила – или пропитывающая мир, или сконцентрированная в обычных с виду явлениях (например, живая и мертвая вода), в людях (чародеи, прорицатели, ведьмы) или в предметах (магические посохи, шапки-невидимки и прочие артефакты).
- Существование нереального мира. Или самого по себе (например, другая планета, вымышленный мир, альтернативная реальность), или выдуманного мира в мире реальном (например, мифический Олимп, заколдованное королевство, страна Оз), или невидимого мира, который чувствуют лишь посвященные (например, мир духов и привидений).
- Знания, выходящие за пределы реального, разумного, логического или научно обоснованного (характеристика системы магии, национальных особенностей новой расы, псевдонаучных открытий или изобретений).
Иногда все эти черты присутствуют в явной форме, иногда – в скрытой. Но и скрытыми они подчеркивают характер жанра фэнтези и выделяют его из общего потока развлекательной и приключенческой литературы, являясь тем самым фантастическим допущением – возможностью существования невозможного.
Развитие фэнтези обусловило возникновение следующих поджанров:
- Технофэнтези – техномагия, миры далекого будущего. Основные черты: волшебство соседствует с техникой, магия является наукой и часто взаимосвязана с техническим прогрессом.
- Сказочное фэнтези – выдуманный волшебный мир с массовыми проявлениями магии на всех возможных уровнях мироздания, от чародейской силы в руках людей до необыкновенных существ и явлений природы. Акцент в сказочном фэнтези – на тайнах мира и волшебства.
- Альтернативная история (альтернативная реальность) – это история, завязанная на ключевой вопрос «А что было, если?..». В основу «альтернативы» ложатся реально существующие исторические факты, которые рассматриваются под другим углом: что было бы, если в Средние века не истребляли ведьм и др. При этом соблюдаются все законы выбранной эпохи.
- Игровая реальность: в основе сюжета – характеристики героев, реалии и события из компьютерной игры.
- Псевдомифическая реальность: события происходят в мире, основанном на славянской, скандинавской, библейской или иной мифологии, с частично заимствованными реалиями – божествами, колдовством, мифологическими существами, особенностями общества и устройством быта.
- Историческое фэнтези: в основе сюжета – легенда о ярком историческом факте или герое (Крестовые походы, охота на ведьм, похождения короля Артура или Мерлина). Исторические реалии или факты учитываются редко, зато присутствуют исторический антураж и немного волшебства.
- Городское фэнтези – это история о том, как Иные живут среди нас. В реально существующем городе среди реально существующих людей реально существуют вампиры, оборотни и иже с ними. Либо они вмешиваются в жизнь людей, либо живут своими общинами, никак себя не проявляя.
- Бытовое фэнтези – фэнтези о бытовых вещах. Никаких спасений мира и прочих катаклизмов, никаких глобальных опасностей, только быт (чаще всего семейный), иногда связанный с магией. А иногда и нет – просто в вымышленном мире тоже живут люди, и авторам интересно показать, как.
- Стимпанк – европейское Средневековье (часто Викторианская эпоха со всеми её элементами) плюс магия (плюс иногда техномагия).
А в основе всех поджанров – атмосфера нереальности, фантастичности, сказочности, которая пропитывает мир, движет героями и в итоге формирует и сюжет, и идею, и интригу.
А вот по форме реализации фэнтези можно разделить на такие поджанры:
- Эпическое фэнтези: акцент в сюжете – на масштабе действий и объемной картине мира. Черты: большая панорама театра действий, несколько главных действующих лиц, глубокая история описываемых событий, по итогам которых решается судьба мира.
- Героическое фэнтези: во главе угла находится герой – одно ключевое действующее лицо, на котором завязаны все основные события. Классический современный пример – попаданец, который переместился в волшебный мир, навел там шороху, стал жертвой древнего пророчества и вынужден решать как проблемы мира, так и свои собственные, и др.
- Квестовое фэнтези: в центре сюжета – загадки, тайны и квестовые задачи, которые решают главные герои, чтобы разобраться с семейными скелетами в шкафу или с собственными неурядицами.
- Любовное фэнтези – довольно молодой жанр, выросший из героического фэнтези и стремительно набирающий обороты. В центре сюжета – молодая особа, решающая проблемы личного характера, которые сопровождаются ухаживаниями принцев, соперничеством, поцелуями под луной и, как правило, койкой или кустами. Выдуманные миры, эльфы и волшебство нужны только для антуража и декораций.
- Юмористическое фэнтези – стебный жанр «для поржать». В центре сюжета – забавные неприятности героев, их нелогичные действия, которые приводят к странным и смешным итогам, или анекдотические случаи из жизни обитателей мира. Минимум смысла, максимум стеба.
- «Темное» фэнтези: в центре – черное колдовство, коварство злобных тварей и неоднозначные герои, любые, даже самые убийственные методы которых логически обоснованы жестокостью мира.
Конечно, обе эти классификации – примерные, и следовать их канонам вовсе необязательно.
Да и синтеза, например, квестового фэнтези и «темного» никто не отменял.
Выдумывайте, изобретайте и пишите с удовольствием! И, конечно, помните о правиле «зелёного солнца».
Главное – чтобы ваша история нравилась в первую очередь вам. Тогда она и читателям обязательно понравится, и печатные перспективы у романа появятся.
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).