Как уменьшить объем романаНевероятно раздутый объем истории – явление нередкое, и причин тому множество. Эпизод, который мыслился проходным, неожиданно разворачивается на главу. Появляется новый персонаж, с которым интересно работать, и ему находится место в сюжете. Действие поворачивает в неожиданную сторону. Наконец автор (и особенно это касается начинающих) не знает, о чем писать, как развернуть главу и выразить мысль, и ходит вокруг да около по принципу «лишь бы продолжать». И мысль раскрывается не в абзаце, а на нескольких листах, и сюжетное событие, умещающееся в главе, растягивается на три-четыре. И объем растет – и лишняя «вода» вместе с ним.

Чем плох чрезмерно большой объем?

Во-первых, в «воде» растворяется идея и теряется острота интриги и конфликта. Во-вторых, падает динамика событий. В-третьих, если текст больше заявленных издательствами требований, автору отказывают в публикации. Или предлагают урезать текст до издательского норматива.

Как уменьшить объем романа

При уменьшении объема важно следовать двум нижеприведенным принципам.

Как уменьшить объем романа1. Не жалеть текст.

Это, кстати, беда многих начинающих. Каждое слово и предложение, не говоря уж об абзацах и страницах, даются таким трудом, что и пару слов выкинуть жаль. А удалять надо. И не только слова и предложения, но и абзацы, и даже сцены. Ведь слова – это лишь материал, которого изначально будет использовано больше, чем нужно.

2. Видеть лишние эпизоды (абзацы, предложения, слова).

Да, и сцены – это тоже материал, и для «огранки» готового изделия необходимо убирать те, что не несут сюжетной нагрузки. Если в сцене не раскрывается характер героя или персонажей, если она никоим образом не влияет на сюжет, значит, то и жалеть ее нечего.

Как проверить важность эпизода или абзаца для истории?

Первый способ самый простой: убрать сомнительный кусок и перечитать текст. Если сюжет или личность героя не пострадали, если интрига или конфликт не затронуты, значит, этот кусок текста (эпизод, абзац) не нужен. То же самое касается предложений: если высказанная в абзаце мысль не претерпела изменений, предложение лишнее. И то же самое касается слов.

Еще один способ проверки нужности эпизодов – это написание обратного плана. Другими словами, перечитывая написанное, составляйте список тех эпизодов, которые важны для развития сюжета – события и действия, размышления героя, разговоры «о». Все, что не попало в этот список, — либо лишнее, либо для красоты.

Как уменьшить объем романаТакже можно составить подробный план, законспектировав вообще все, что есть, а потом из записанного выделить действительно нужные моменты. И все, что не вошло в «нужное», можно смело резать.

Варианты работы с текстом романа при редактуре

1. Удаление/уменьшение эпизодов.

Наиболее безболезненно режутся диалоги – как правило, именно их чаще всего используют, чтобы «вытянуть» текст. И при внимательном чтении заметно, что герои острят, ругаются, обсуждают погоду, а должны бы говорить о проблеме, хотя бы о насущной: где перекусить и переночевать, куда двигаться дальше, какие интриги плетутся за их спинами и как победить Зло. Да, и все, что не касается проблемы, можно убирать.

Еще лучше режутся описания. Там, где довольно одного предложения (Над сосновым лесом алел закат, и северный ветер пах полынью) авторы порой используют две-три страницы описаний собственно заката, леса и запаха полыни, которые не очень-то влияют на развитие сюжета, а значит, легко сокращаются или убираются вовсе, заменяясь парой атмосферных предложений.

2. Удаление/уменьшение предложений.

О том, как определять нужность предложений, говорилось выше, а вот об уменьшении стоит сказать отдельно. Неумело и впопыхах построенные конструкции легко обойдутся без оборотов с «который» и «чтобы», без вводных типа «как правило», «таким образом», «между тем», «тем не менее» и прочих канцеляристских нагромождений. А в диалогах нетрудно отказаться от чрезмерных указаний на говорящего, особенно если большинство из них сводится к «сказал», «спросил» или «ответил» и не сопровождается действием.

3. Удаление слов.

«Мусора» — отдельных ненужных слов, которые загромождают текст, — легко и безболезненно можно вымести страниц 20-30. К «мусору» относятся: слова-паразиты («блин», «фигня», «стало быть» и др.), местоимения (свой, твой, мой), глагол «был» во всем его многообразии, наречия (впрочем, вскоре).

Как уменьшить объем романаОсобенное внимание стоит уделить словам-паразитам. Если одно слово, не несущее смысловой нагрузки, встречается чаще, чем через страницу, — это паразит, который легко отслеживается функцией «Ворд» — «Найти».

Если же после работы над эпизодами, абзацами и словами объема все равно очень много — допустим, двадцать авторских листов вместо требуемых издательствами пятнадцати, — стоит поработать с главами.

4. Сокращение глав.

Главы убираются двумя способами:

а) объединение – из глав, связанных сюжетным событием (моментом, который влияет на сюжет), вырезать лишние эпизоды, а между оставшимися написать «перемычки» — краткий пересказ удаленных эпизодов. И собрать две-три главы в одну;

б) удаление – если в главе нет ни сюжетного события, ни подготовки к нему, ее можно смело вырезать из текста. Но если глава касалась, например, прошлого героя, то отдельную важную информацию можно либо представить короткой ретроспективой, либо пересказать.

Если же объем изначально больше двадцати авторских листов, а вам ужасно жаль текст и ничего не хочется вырезать или ужимать… Тогда делать нечего, разбивайте текст на две книги и дорабатывайте каждую до нужного издательского объема.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.