Литературные конкурсы: Какой рассказ посылать? (мнение жюри)
Участие в литературных конкурсах – очень полезный опыт для любого писателя, и для новичка, и для состоявшегося автора. И если последние обязательно знакомятся с условиями и пишут не только от души, но и для пользы дела – для пиара («мелькнуть и заинтересовать»), для совершенствования (жюри пишут обзоры по рассказам, «обзирая» достоинства и недостатки), то новички… Те, кто только-только начинает писать (или пишет давно, но в конкурсах прежде не участвовал), совершают массу ошибок в работе над конкурсным рассказом, и в итоге их творение не проходит даже преноминацию, часто оставаясь без обзоров, незамеченное и не раскритикованное.
В свое время автор данной статьи честно «отжюрила» свое в трех литконкурсах – в одном глобально, от преноминации (начального этапа отбора работ) до финала, и в двух – только в финальной десятке. И имеет, что сказать.
Для начала – вкратце структура конкурсного отбора:
1) преноминация – это «общий котел», куда стекаются все рассказы, которые потом распределяются по группам. Из преноминации обычно вылетает то, что явно не соответствует завяленным условиям конкурса;
2) групповой этап – середина конкурса. Здесь оценивается текст – грамотность, читабельность, строгое соответствие заявленной теме и ее внятная подача, соблюдение структуры «завязка – кульминация – развязка», развитие интриги и острота конфликта, образы героев и т.д. По итогам формируется десятка-двадцатка финалистов;
3) финал – собственно, подведение итогов и определение победителя и призеров.
Итак, каким должен быть конкурсный рассказ:
1. Соответствующим заявленным условиям конкурса.
Внимательно изучите требования. Бывает, человек увидел название конкурса, сказал «О, моё!», написал рассказ и подал заявку на участие. А потом выясняется, что он превысил объем, указал не тот жанр, пришел под своим ФИО, а конкурс анонимный, неверно понял тему и т.д. Особенно часто из преноминации вылетают из-за объема, жанра (например, вместо фэнтези выставляют мистику) и количества рассказов. Некоторые пишут 3-5 рассказов и радостно их выкладывают там, где принимается два. В итоге участник вылетает со всеми рассказами без объяснения причин.
Конкурсные правила – даже если они представляют собой длинную «простыню» из двадцати пунктов и пятидесяти подпунктов, – написаны не для того чтобы «было», а для того чтобы конкурсант прошел в групповой этап.
И, конечно, рассказ должен соответствовать заявленным условиям в целом – то бишь быть рассказом. С интригой, конфликтом, прорисованным в общих чертах миром, изменяющимся героем и композицией «завязка – кульминация – развязка» как минимум. Плюс – соответствие теме конкурса и срокам участия.
Суперидея рассказа так и останется непонятой, если жюри будет спотыкаться о «ться» вместо «тся» и миллион запятых, расставленных на всякий случай, если он будет судорожно размышлять над пропущенными словами или хохотать над страхом, от которого волосы стынут в жилах.
Конкурсный рассказ должен быть:
- вычитан вообще;
- вычитан вами на десять раз;
- вычитан друзьями, помощниками, читателями, рецензентом за плату в конце концов.
Он должен быть таким грамотным, что случайная ошибка или останется незамеченной, или ее простят за неимением остальных.
Когда я оценивала рассказы, то исходила из того, что 95 процентов ошибок найдешь, но пять – ускользнут от внимания. И если три-четыре ошибки я «прощала», то потом начинала отнимать баллы. И интересный, но насквозь безграмотный рассказ получал «7» и «6» вместо «9» или «10». И дело не в моей привередливости. А в том, что русский писатель – или тот, кто стремится стать русским писателем, – должен знать свой родной язык, хотя бы на оценку «хорошо» и те самые пять процентов ошибок.
Плюс ко всему, если рассказ будет грамотным, то в обзоре жюри укажут на композиционные недочеты, на плюсы-минусы рассказа в целом. А при наличии миллиона ошибок, вам так и скажут – учите русский язык, учитесь писать грамотно, а потом и в конкурсах участвуйте.
Вы должны понимать, почему участвуете в конкурсе, какие цели преследуете – и конкурсный рассказ должен вести вас к этой цели. Попробовать силы и пройти хотя бы в группу? Пройти групповой этап и получить обзорную рецензию от жюри? Выйти в финал и – чем черт не шутит? – победить или попасть в призы?
Чем серьезнее цель, тем серьезнее должна быть и работа над рассказом. И, конечно, он не должен быть «отписочным» – а таких рассказов я встречала очень много. Человек увидел объявление о конкурсе, ознакомился с темой, написал два абзаца – типа рассказ, да – и заявился участвовать. По принципу «хотя бы узнают о моем существовании и разделе в Сети».
Когда я судила в первом своем конкурсе, его ведущий сказал четко: в группе нужно обязательно расставить оценки от 1 до 10. Я запереживала – я же сама писатель, как ставить единицу за работу, если автор старался, придумывал, писал? А потом взялась читать рассказы своей группы… и без угрызений совести оценила пять рассказов из 33 на единицу. Ибо. Десять безграмотных предложений – это не рассказ, а та самая отписка, ради «чтобы меня заметили». Да, заметили. Поставили единицу и забыли. А рассказ должен заинтересовать. Увлечь. Зацепить. И пусть он не пройдет в финал, зато вас запомнят, найдут в Сети и будут читать.
4. Живым и эмоциональным.
Жюри – тоже люди. И мы оцениваем не только объективно – глубину конфликта и наличие интриги, яркость образов и количество ошибок, но и субъективно – да, просто понравилось. Подача информации понравилась. Стиль легкий понравился. Но главное – «переживательность» рассказа понравилась.
И в моих группах были эмоциональные рассказы, читая которые я забывала об оценках. Я забывала, что являюсь жюри, и погружалась в историю, а потом понимала, что не хочу оценку ставить. Не хочу, и все тут. И не хочу искать недочеты. Но приходилось. И такие рассказы, с итоговыми 7 и 8 после строгого разбора, я потом своим судейским решением протаскивала в финалы (иногда у жюри есть такое право). Просто потому что понравились.
То есть – иметь авторскую фишку, которая выделит рассказ из группы тематически похожих историй. Фишкой может быть что угодно – необычный образ персонажа, сюжетный поворот, композиция, стилистика, трактовка темы. И особенно она пригодится в финале. В преноминации и на групповом этапе довольно, чтобы рассказ был грамотным и качественным, а для финала необходима заметная деталь. Да и в целом – чтобы привлечь и удивить жюри и читателей – фишка лишней точно не будет.
И, резюмируя, добавлю: участие в конкурсе – не только «поход за отзывом и критикой», но и пиар-кампания. Поэтому отнеситесь серьезно к продукту, то бишь рассказу, который будет представлять вас и ваше творчество. Да-да, именно так – не только вы «рассказываете» на конкурсе историю, но и история рассказывает конкурсной аудитории о вас. Так напишите рассказ, который покажет вас с самой лучшей стороны, заинтересует читателей и сформирует (или расширит) вашу читательскую аудиторию.
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
Здравствуйте! Я начинающий, пожилой писатель. Будучи профессиональным музыкантом написал книгу “Дневник лабуха длиною в жизнь”. Книгу издал в издательстве “Super” Один раз в неделю даю по несколько глав на Faceвook. Получаю хорошие отзывы (что очень радует). Тема лабухов, в литературе, не очень раскрыта (а ведь их миллионы). В книге, я рассказываю о двух поколениях музыкантов-лабухов (мой отец и брат музыканты). Моя личная жизнь наполнена множеством неординарных событий. Хотелось бы получить совет, от профессионального писателя(понимаю, что это не так просто). Аннотация к книге. Есть в английском языке короткое, но очень объемное слово – FUN. Это – смех, потеха и курьез. Это… Подробнее »
Осенью у нас в Школе будут новые вебинары. Приходите! Сможете пообщаться с коллегами и задать интересующие вопросы. Объявления о занятиях будет здесь, на сайте, и в группе Школы Вконтакте.