Вопрос для писателей, особенно для начинающих, очень важный, ведь многие сомневаются в себе. Сомневаются, начинать ли писать, есть ли у них талант к писательству, смогут ли они создать что-то – для начала хотя бы «что-то», – стоящее чтения.

Разберем оба понятия.

Что такое талант в писательстве?

Талант вообще – это одаренность, выдающие способности, которые проявляются в определенной сфере деятельности.

Талант в писательстве – это не только желание писать и работать со словами, но и интуитивное умение выбрать подходящую идею, выстроить интересный сюжет или создать образ, которое особенно проявляется у тех, кто не имеет должного «литературного» образования.

Талант к творчеству есть у всех людей – абсолютно у всех. Это заложено в человека природой. Главное – открыть его в себе и развить. И, кстати, писательство – талан «несложный», по сравнению, например, с музыкой. С музыкальным слухом нужно родиться, а вот со словами и образами мы работаем каждый день: когда разговариваем, когда думаем, когда представляем предметы, людей, явления, когда моделируем ситуации, когда просто смотрим на окружающий мир.

Как развить талант писателя, если вы обнаружили в себе желание писать истории?

1. Читайте.

Читайте много: во-первых, классику, во-вторых, близкую вам по духу жанровую литературу, в-третьих, книги по литмастерству. Рэй Брэдбери заметил, что он получил образование в библиотеке. И автор данной статьи, дипломированный филолог, – отчасти тоже. На филологии не учат писать, там учат читать. И имплицитно, подсознательно, мы усваиваем не только языковые нормы, но и литературные приемы – создания образа, построения сюжета, развития конфликта, а также жанровые черты.

2. Думайте.

Читайте внимательно и вдумчиво, не «глотайте» быстро и за вечер. Обсудите с самим собой поступки героя и их влияние на развитие сюжета, на формирование образа. Предскажите концовку. Продолжите историю после того, как дочитали до конца. Продумайте альтернативную линию, используя полюбившиеся образы.

На школьных уроках литературы нас не зря заставляли размышлять – в сочинениях или у доски – над тем, был ли шанс у Татьяны остаться с Онегиным, над лирическими образами буревестника и Данко в рассказах Горького, над многослойной темой войны и мира в романе Толстого или над психологизмом поступков Раскольникова и его известного «я человек или тварь дрожащая?». Все это развивает не только работу с образами и сюжетом, но и привычку обдумывать, анализировать и делать выводы. А это важнейший писательский навык. И сегодня вы научитесь собирать из заданных черт чужие образы, а завтра приметесь за свои.

3. Пишите.

Каждый день пишите. Посты для блогов, замечания и мысли, очерки-наблюдения, короткие рассказы или статьи, наброски эпизодов для рассказов, повестей или романов. Чем больше и дольше вы работаете с «письменным» словом, тем оно привычнее, тем проще собираться с мыслями и выражать их.

4. Не сомневайтесь.

Талант к творчеству, повторюсь, есть у всех, а со словами и образами мы работаем постоянно. Не сомневайтесь. Если писательский путь вам по душе, если истории рвутся наружу, отодвиньте в сторону страхи и сомнения и включайтесь в работу. Однако не забывайте о дисциплине.

Что в писательстве дисциплина и зачем она?

Дисциплина – это умение усадить себя за работу в любое время и выполнить норму. Хотя бы – норму.

Так, вы пришли с основной работы или с учебы, устали до смерти, компьютер или видеть не можете, или воспринимаете его как возможность отдыха – поиграть, посидеть в соцсетях, посмотреть фильм. А писать надо каждый день. И как себя усадить за работу – опять за работу, ведь писательство – это не только удовольствие, но и труд?

Работать над дисциплиной и привычкой писать нужно обязательно, иначе ваши грандиозные творческие планы так и останутся планами. И для начала:

1. Отключите Интернет.

Забудьте об играх, соцсетях и прочем. Чтобы что-то иметь, нужно чем-то жертвовать, ведь наше время, к сожалению, ограничено. Нужно уметь выбирать. Выбирайте – роман (дисциплина) или болтовня в соцсетях (лень)? Выбрали? Отключите Интернет, если иначе не можете.

2. Начинайте с малого.

Если вы не писали вообще, начните с очерков или рассказов, а если набили руку и нацелились на повесть или роман, начните с пары абзацев. Это ведь немного – 5-7 предложений, и полчаса на них можно найти всегда. Привыкнув к этой норме, увеличьте количество подходов – 7 предложений утром, 7 предложений – вечером. Да-да, как в спорте. Постепенно сформируется привычка, уйдет сопротивление, появится легкость в работе – и удовольствие от нее. И уже не нужно будет загонять себя за компьютер, и вместо пяти предложений вы легко напишите за подход пару страниц.

3. Кнут и пряник.

Лень – главный противник дисциплины, и ее нужно побеждать. Однако все хорошо в меру. Не запирайте себя в «концлагере», где не будет ничего, кроме «надо». Не пишите при плохом самочувствии, устраивайте перерывы (день-два) между главами или частями, чтобы перевести дух. И хвалите себя за проделанную работу. И награждайте «пряниками».
Хотите вечером гульнуть с друзьями? Напишите утром или днем норму и отдыхайте. Хотите посмотреть фильм? Напишите норму – и смотрите. (Но, как подсказывает мой опыт, этот пряник хорош вначале. Потом, когда история наберет обороты, главным пряником становится время для творчества, и ну их, гулянки и фильмы…)

И, конечно, кнут. Если не писать – то обдумывать историю, если не обдумывать – то читать необходимую литературу. Да, хотя бы «лечь в направлении мечты». Но если вы действительно хотите развить в себе писательский талант, то работать – в первую очередь над дисциплиной – придется много.

И вот, мы вернулись к тому, с чего начали.

Так что же важнее – талант или дисциплина?

Талант, безусловно, важен – и у кого-то его больше, а у кого-то меньше, и один способен писать две-три книги в год и публиковаться, а другой с трудом набирает образов и идей на роман, который пишет несколько лет. Но без дисциплины талант так и останется зарытым в землю, неразвитым. И, не приучив себя к работе, не набравшись опыта, вы не узнаете, сколько его у вас – на десяток опубликованных книг или на пару сборников рассказов или стихов.

Талант – это «ноги», а дисциплина – умение ходить и бегать. И выигрывать олимпийские медали – при очень большой работе над собой, или танцевать и гулять в свое удовольствие. Кто-то жизнь положит на алтарь творчества, будет работать – пахать каждую минуту, развивая талант и добиваясь славы. А кому-то довольно просто очутиться в собственной истории и «прожить» ее вместе с героями. Выбор – за вами.

P.S. А что касается известных сомнений… Я встречала писателей, которые, имея техническое образование и полжизни проработав в программировании, лет в сорок начинали писать фэнтези, и пахали, трудились, создавали – пусть не шибко оригинальное, зато добротное, читабельное и издаваемое. И таких, кто получал «литературное» образование, фонтанировал интересными идеями, но был слишком ленив и ждал чего-то – не то чуда, не то того, что книга сама напишется или все признают его гениальность и без написанного. И в итоге они ничего не создали, ссылаясь на творческие кризисы и прочие излишки нехорошие.

Делайте выводы, коллеги!

 

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.