Итак, в первой части статьи мы подробно рассмотрели такие жанры современной литературы, как боевик, детектив, любовный роман и фантастику. И теперь остановимся на следующих популярных жанрах – на мистике, авантюрном романе и романе историческом.

Самые распространенные современные жанры

1. Мистика.

Мистику иначе называют «литературой ужасов» и не беспричинно. Основная цель мистического произведения – напугать читателя, причем неважно, какими методами – введением страшного персонажа, описанием сверхъестественного явления или же нагнетанием обстановки и ожиданием страха.

Жанровые черты мистики:

  • инфернальная тематика – так или иначе в мистике затрагивается тема смерти, выраженная с помощью: а) потусторонних персонажей (привидений и духов, зомби, демонов); б) обстановки (старые кладбища, заброшенные дома или замки с подвалами-склепами); в) явлений (таинственных голосов с того света, связи с духами через сны); г) факта смерти, который становится началом в цепи странных событий;
  • детали антуража, которые не поддаются логическому объяснению и обоснованию – таинственные звуки; надписи на стенах или кровавые пятна на полу, возникающие из ниоткуда; пропадающие предметы и в никуда исчезающие люди;
  • сверхъестественные явления, события или герои являются основным двигателем сюжета, а понимание их сути, как правило, служит разгадкой интриги и ставит точку в истории;
  • герои, наделенные необычными способностями, – экстрасенсы, мистики, ясновидящие, практикующие черную магию либо же изгоняющие нечисть;
  • атмосфера страха или ожидания страха, таинственности и загадочности сопровождает читателя на протяжении всей истории. И роль читателя – разгадывать загадки или искать объяснения неожиданным явлениям, преодолевая собственный испуг и страх перед необъяснимым.

2. Авантюрный (приключенческий) роман.

Захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев, которая имеет такие жанровые черты:

  • постоянная смена «фона»: герои не сидят на месте, оказываясь то в большом городе, то в тундре, то за Полярным кругом. Зачастую их перемещения являются следствием случайного стечения обстоятельств (крушение самолета или корабля; опоздал на самолет – пришлось ехать поездом с пересадкой на автобус; прибыл на новое место – побежал-поехал по окрестностям);
  • красивые детальные описания местности (природы, городов), средств передвижения (самолетов, катеров, лошадей), попутчиков;
  • наличие множества случайностей: а) затягивающих путь героя (кончился бензин – сворачиваем с пути в поисках заправки); б) заставляющих его постоянно двигаться (наступил в кабаке на ногу бандиту – удирай от его банды без оглядки); в) дающих герою краткую возможность перевести дух (неожиданная смена погоды);
  • линейный сюжет – от точки А в точку Б, от начала пути до цели, причем цель – это именно конечный пункт;
  • логика событий не так важна, как наличие многочисленных приключений и происшествий;
  • герои приключений либо: а) прожженные авантюристы, готовые к сложным обстоятельствам; имеющие различные теоретические и практические навыки выживания; имеют при себе безразмерный вещмешок со всевозможными необходимыми приспособлениями; неглупы, креативны, сильны физически и найдут выход из любой ситуации; б) тихие домоседы, волею случая выброшенные в море приключений, – физически неподготовленные, ничего необходимого при себе не имеющие (порой даже паспорта). Распространенный случай – когда два столь разных героя находятся в одной упряжке, причем один – мужчина, а второй – женщина.

3. Исторический роман.

Художественное произведение, основанное на реальных фактах или событиях из исторического прошлого (начиная с событий минимум двадцатилетней давности).

Жанровые черты:

  • точность в деталях и фактах (датировка и развитие событий; жизненный путь героя – от имени до описания внешности и времени смерти);
  • четко обозначенные временные рамки;
  • в центре повествования – реально существовавшая историческая личность (группа людей) и связанные с ней исторические события;
  • антураж эпохи или событий соблюден до мелочей (костюмы жителей города или страны, народные традиции, особенности питания и проживания);
  • сочетание правдивого изображения событий прошлого с динамичной и интересной интригой, двигателями которой становятся реальные и вымышленные персонажи, а также сложные и страстные отношения между ними;
  • доля авторского вымысла – минимальна. Она необходима для украшения повествования, для усиления интриги и не должна вводить в заблуждение, «переписывая» историю.

Итак, мы с вами разобрали основные жанры развлекательной литературы. Конечно, есть книги, которые сложно отнести к определенному типу (кстати, если у вас есть вопросы, можно задать их в комментариях – мы обязательно ответим!).

Есть и такие произведения, которые к развлекательной литературе не относятся вообще. Куда же их тогда?.. Об этом поговорим в статье о направлениях современной литературы.

Следите за обновлениями!


Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены Законом РФ об авторском праве и смежных правах от 09.07.1993 № 5351-1.
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.