Качества для писателя_Часть 1В любой профессии есть своя специфика. Которая, если долго работать по одной специальности, накладывает на человека свой отпечаток. Так, например, всем известны черный и циничный юмор медиков или шаблонные, канцеляристские и неудобочитаемые ответы представителей властей. Это те качества, которые приобретает человек, подстраиваясь под специфику работы — отчасти и мировоззрение, и взгляд на жизнь, и социальные и психологические привычки.

У писательской профессии тоже есть своя специфика, свое мировоззрение и набор необходимых качеств. И о последних знать очень полезно – для понимания, что именно развивать в себе и для чего.

Итак, какие качества необходимы писателю? Давайте разбираться.

Писательский взгляд на мир

Писательский взгляд – умение замечать важные мелочи, детали, из которых складывается ситуация, образ, жизнь. Это умение наблюдать и делать выводы, это умение замечать то, на что другие не обращают внимание. Это бумажный кораблик, плывущий по ручью. Это отражения деревьев в лужах. Это первый робкий цветок мать-и-мачехи, выглядывающий из кучи мусора.

Сначала к умению делить видимое на части приходится себя приучать. Потом оно становится привычкой, и мелочи отмечаются подсознательно, а детали сами бросаются в глаза. И достигается это тренировками. Достаточно научиться наблюдать и смотреть не под ноги, а по сторонам.

Качества для писателя_Часть 1Писательский взгляд необходим, чтобы достоверно описывать людей и отношения между ними, элементы окружающего мира, да и сам мир. И именно он служит источником новых интересных идей, именно он становится авторским взглядом, оригинальным и исключительно вашим.

Писательское мышление

Это умение пропустить через себя увиденное, услышанное, прочувствованное, проследить за причинно-следственными связями и сделать выводы. Из всего – из увиденной ситуации, из услышанной интересной фразы. Это умение описать полученный опыт. Найти для него нужные слова.

Писательское мышление – это и умение смотреть на ситуацию, на человека со стороны. Замечать не только черное-отрицательное, но и белое-позитивное, а также зеленое, красное и фиолетовое. И находить этому объяснения. Такое мышление предполагает широту взглядов: когда есть несколько разных (а то и противоположных) мнений по одной проблеме — и все они будут правильными, все будут иметь право на жизнь. Когда есть несколько выходов из одной ситуации — и все по-своему полезны и правильны.

Развивать писательское мышление необходимо. Чтобы герои и персонажи не получались однобокими и одинаковыми. Чтобы сцены-ситуации не выходили однообразными, чтобы мир истории получался глубже и шире. Чтобы достоверно показывать и черное, и белое, и остальные цвета жизни. И, как и в случае с писательским взглядом, мышление развивается тренировками и становится привычкой, качеством.

Умение работать, когда не хочется

Писательство – эта та же работа. И себя нужно к ней приучать. А это сложно, поскольку у большинства есть основная работа, которой отдаются и силы, и время. Но приучать себя работать над историей в свободные часы необходимо. Хотя, конечно, хочется прийти вечером домой и уставиться в телевизор. Или сесть за игру. Или сбежать на выходных на рыбалку. А писать тогда кто будет? 😉

Качества для писателя_Часть 1И если вам очень хочется после работы именно сбежать, приучите себя сбегать в вымышленный мир – в мир своих фантазий. В письменный мир. 🙂 Не просто мечтать о космосе, глядя в ночное небо, а наблюдать за звездами одним глазом, а вторым – смотреть в лист бумаги или на экран монитора. И – да – мечтать, как там космические корабли бороздят просторы Вселенной. И тогда писательство будет отдыхом. Хотя все равно останется работой.

Развивая это качество, сначала нужно тренировать концентрацию. Собраться с мыслями и сесть за дело. Два-три раза в неделю для начала, на пару часов. А потом – развивать усидчивость. Не просто на пару часов, а пока пять листов не напишете. А потом не два раза в неделю, а через день. А потом – и на работе между делом, если дома трудно. А потом – два-три листа в сутки обязательно плюс собираться с мыслями быстро, а не раскладывать по три часа пасьянс, чтобы после написать абзац.

И вот тут необходимо следующее качество:

Умение организовать себя и пожертвовать ненужным

Кто из нас не тратит время в Интернете? Когда «вот-вот, десять минут и писать» оборачивается трехчасовой болтовней с друзьями, а после – усталостью и сном? А сколько времени отнимают игры и сериалы? Но больше всего времени уходит на сакраментальное «собраться с мыслями». Или просто на «собраться». Когда позади – рабочий день, два часа за чаем пролетают только так. Хотя эти же два часа можно потратить на писательство.

Нет, конечно, отдых нужен. Но если вы хотите стать писателем, то работать над книгой нужно как можно чаще и выкраивать хотя бы час-два на написание странички-другой. А значит, необходимо: а) организовать свое свободное время; б) научиться собираться с мыслями быстро, хотя бы за полчаса.

Качества для писателя_Часть 1Что необходимо? Проследить за собой в течение недели и отметить, сколько у вас есть свободного времени. Понять, на что оно уходит. Подумать, как его организовать и чем пожертвовать. Да, увы, жертвы неизбежны. Очень уж у нас плотное бытовое расписание. Но их можно свести к минимуму. И, например, вместо десяти серий любимого сериала посмотреть одну-две и после того, как будут написаны две страницы. И вместо трех часов «собирания с мыслями» в Интернете потратить на него полчаса, отключить от греха подальше – и писать.

Но самое сложное, когда приходится жертвовать сном. Или выходными, когда все на природе, а у тебя – единственный свободный день. Но если собираться с мыслями быстро – например, обдумывать сцену по дороге домой, – то и тут жертвы можно свести к минимуму. И вечером вместо «сборов» записывать придуманное, и спать почти вовремя ложиться.

Научитесь быстро собираться с мыслями, не зацикливайтесь на усталости, откажитесь от пустопорожнего прожигания времени там, где нет никакой пользы, – и у вас всегда найдется полчаса-час на то, чтобы написать хотя бы страничку.

Готовность учиться

Писательство – это не только работа. Прежде всего, это учеба. Постоянная. И не только на литературоведческих материалах и статьях о том, «как написать бестселлер». Учиться нужно в нескольких направлениях сразу:

  • на собственном опыте – перечитывать старые рассказы или романы, искать в них огрехи и думать, как исправить;
  • через чужое мнение: а) критиков – принимать участие в конкурсах и искать указанные огрехи в произведениях; б) рецензентов и бета-тестеров – искать литературных наставников (за деньги, если придется), запрашивать рецензии, задавать вопросы, искать указанные ошибки и учиться исправлять. И не допускать их в дальнейшем;
  • на чужом опыте: участвуя в конкурсах, читайте обзоры и рецензии на другие произведения, ищите в них огрехи, указанные рецензентами. И оглядывайтесь на свои творения – нет ли у вас похожего;
  • через чтение: читать книги в том жанре, в котором вы пишете, – в первую очередь. И учиться прослеживать авторские ходы: как писатель представляет героя, как описывает местность, как строит диалоги, как разворачивает сюжет.

Да, и учиться придется постоянно. Если, конечно, вы не планируете ограничиваться парой рассказов или книгой-всей-жизни.

Итак, пять первых качеств мы рассмотрели – это писательский взгляд и мышление, умение собраться с мыслями и организовать свое время, умение работать, когда не хочется, и готовность учиться. А на следующей неделе, во второй части статьи, речь пойдет о второй «пятерке» качеств.

Следите за обновлениями на сайте!

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.