В первой части статьи мы обсуждали такие проблемы как «зачем и кому писать», «начал – бросил», как дописать бесконечную историю, что делать с «холодильником» идей и о чем вообще писать. Далее поговорим о следующей пятерке распространенных писательских проблем.

6. «И текст не нравится, и не то пишется, что видится».

Описать увиденное «в голове» так, чтобы оно и визуально, и по ощущениям отвечало мысленному оригиналу, очень трудно. Очень. Это высшая ступень мастерства, и к ней нужно идти через опыт, долгие годы.

Я пишу больше десяти лет, имею с десяток написанных романов, но до сих пор учусь и иду к этой ступени. Ибо сбивает многое.

То сцена мутирует – герои не так себя поведут, случайная мысль проскользнет змеей в текст и переведет в другое русло сначала диалог, а за ним и главу, и порой идею романа. Или – да, текст не нравится и кажется косноязычным. И начинаешь переделывать – и концепцию романа, и образ, и переписывать – в лучшем случае, главу…

Нет тут панацеи. И идеальных черновиков с идеально увиденными и прописанными сценами тоже нет. Чтобы этого достичь, текст нужно редактировать, и не один раз. Но прежде – закончить. А, начиная, иметь четкое представление, о чем писать… и зачем с «для кого» – тоже. То бишь примерную концепцию с планом – чтобы, если уж задумка мутирует, знать, как ее изменить. И смириться и с возможными изменениями, и с собственным перманентным косноязычием – с опытом оно пройдет.

7. Как написать большой роман – пугающая проблема многих новичков.

Да, написать триста страниц – немыслимое дело. Страшный, долгий путь и тяжелый труд. Ведь написать-то мало, надо написать логично, связно, интересно – и много. И, конечно, нужен опыт. Понимание – как – приходит только с опытом, ведь у каждого писателя – свои подходы к работе, свои алгоритмы.

А начинающим я советую забыть об этом страшном количестве страниц, а думать, например, только об объеме одной главы. 14-16 страниц звучит не так страшно, правда? И сначала логично – почти как рассказ – закончить первую главу. Потом – вторую. Можно даже писать каждую в новом документе, заранее отмерив отбивкой заданный объем, чтобы видеть цель – пятнадцатую, допустим, страницу. А потом собрать все в общий файл. И вдохновиться первой написанной сотней, и работать дальше уже без страхов.

8. «Для себя пишу – никому не покажу!», или «Я стесняюсь…»

Многие стесняются выставлять свое творчество на всеобщее обозрение, как и рассказывать окружающим о собственном увлечении.

Отчего-то в нашем обществе писательство стало делом пустым, глупым, ненужным, «ботанским». Профессия, как и увлечение, обесценилась. Но если вас окружают те, кто «против», помните о том, что тех, кто «за», намного больше – в Сети.

Противников и насмешников – пара человек в семье да пара приятелей, а читателей на литературных сайтах – миллионы. Не лишайте их своего творчества, не стесняйтесь, иначе так и не узнаете, зачем и для кого вы пишите. И кто знает, к чему это приведет…

И, исходя из этого, – следующая проблема.

9. Где найти читателей?

Хорошие читатели – те, что поддерживают в трудную минуту, с кем можно обсудить героев и сюжет, кто найдет ляпы, – птица редкая, но, к счастью, не синяя, как в известной сказке. Они есть и гнездятся на сетевых литсайтах и в онлайн-библиотеках. И первых, и вторых в Интернете множество.

Литсайты (подробнее об известных – здесь) – это площадки для самостоятельной интернет-публикации как целых произведений, так и отрывков. Читатели там обитают чаще всего из-за так называемых «прод» от известных авторов (который начинает новый роман и выкладывает его по главам, чтобы фанаты прочли до публикации). А в ожидании выкладки они гуляют по другим разделам и произведения новичков читают наравне с историями мэтров.

Один минус – конкурентов очень много, и начинающим необходимо пиариться. Но есть и жирный плюс – если соберется читательская аудитория, и книга наберет популярность, на нее обратят внимание издатели. Кстати, на многих литсайтах есть конкурсы от известных издательств.

Что касается онлайн-библиотек, то использовать их для поиска читателей можно, если вы не рассчитываете на прибыль с продаж и готовы пиара ради «засветить» написанное произведение целиком. В таком случае не забудьте добавить к нему – прямо в текст, например, на последней странице – ссылки на свои авторские разделы в Сети (паблики или группы в соцсетях, литсайты), чтобы указать читателям дорогу к остальному творчеству.

В некоторых библиотеках, кстати, есть услуги рекламы – красивый баннер на видном месте или ярлычок «Хит продаж» на обложке. Любой каприз за ваши деньги.

10. Где и как издать книгу?

Издательства с новичками работают неохотно, но работают. Поэтому путь к изданию относительно прост: книжный магазин – анализ книг и поиск издательства – сайты и изучение издательских требований – отправка романа письмом для рассмотрения. Или: литсайты – конкурсы. Или пиар на литсайтах – ожидание чуда (то бишь письма от издателя). Или – самиздат, то есть книга за свой счет или самостоятельно подготовленная к изданию (на том же сервисе Ридеро можно  выпустить электронную книгу, которая попадет во все крупные книжные интернет-магазины).

Вариантов публикаций – множество. Главное – не сидеть сложа руки, не стесняться и не терять веру в себя в случае отказа. Книги пишутся, потому что их авторам есть, что сказать. И для того, чтобы их читали. И для тех, кому нравится читать. Мы можем годами уверять себя и окружающих в том, что творчество – «только для себя», но в глубине души-то знаем, что не только.

А если у вас есть специфические проблемы, пишите на почту Школы вдохновения – info@school-of-inspiration.ru. Рассказывайте, делитесь, и мы ответим вам на сайте – полезной для всех статьей.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.