Большинство авторов, работая над своими историями и сталкиваясь с писательскими проблемами, считает, что возникающие на творческом пути препятствия – это личное и только их собственное. И больше таких ни у кого нет. А обсудить проблему и спросить совета не у кого – вокруг сплошь «технари» и прочая «не пишущая» братия. Как быть?

Когда я начинала писать, то тоже искренне считала, что мои творческие проблемы исключительны и индивидуальны, а когда познакомилась с другими писателями, поняла, что нет.

Ничего подобного. И проблема преодоления середины, и проблема «начал – бросил» очень распространённые. А еще есть «для кого это надо – кому я пишу?», «стесняюсь показать – пишу криво и ничего особенного», «что делать с таким количеством идей», «о чем писать» и так далее.

Многие из этих вопросов я освещала подробно в других статьях, а в этой подведем итоги и поговорим об остальном наболевшем.

Итак, что нас мучит?

1. Зачем и кому пишу – пожалуй, самая распространенная проблема авторов.

Этим вопросом задаются даже издающиеся писатели, кстати.

Кому? Во-первых, конечно, себе. «Когда мне хочется прочитать книгу, я пишу ее», – заметил Бенждамин Дизраэли, и это замечательный стимулирующий подход к работе.

А во-вторых, можно изучить полки книжных магазинов, понять, о чем хочет читать большинство, и писать в ключе издательского тренда – для других. Или для родных и друзей.
Истории пишутся дольше, чем читаются, а читающих, кто бы что ни говорил, больше, чем не читающих. Не будем об этом забывать.

Зачем? Подумайте. Проанализируйте причины самостоятельно. Кто-то просто хочет поделиться интересной историей. Кто-то мечтает о лаврах Кинга и Роулинг, стремится сделать писательство профессией и средством заработка. А для кого-то это час в тишине, наедине с собой – чтобы обдумать опыт, записать интересные наблюдения. Подумайте. И найдите в этом стимул. И спокойствие – чтобы перестать метаться, привести мысли в порядок и творить.

Сборник статей Работа над книгой
Сборник статей "Работа над книгой"

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

 

2. «Начал – бросил» – вторая распространенная проблема.

Часто она связана:

а) с готовой концепцией романа – все придумал и продумал, история проявилась… неинтересно записывать;
б) с незнанием и «серединным» ступором, когда есть только начало, конец и пара героев, а остальное не придумывается;
в) с «перебитым» интересом – приходом новой увлекательной идеи.

От всего этого есть одна панацея – то самое понимание, зачем и для чего вы пишите. И для кого. Кроме списка приключений и красивого начала должно быть глубинное понимание того, о чем вы хотите сказать – какую проблему обсудить с читателями, какой мир показать. И где «побывать». И что «сделать» руками героев. Чего достичь и зачем достичь. Что увидеть. И кому показать.

Тогда и непокорная середина сочинится, и новая идея не перебьет «аппетит», и по готовому плану история запишется с удовольствием.

3. Как закончить эту бесконечную историю – третья беда.

Кто-то стопорится в начале, кто-то – в середине, а кто-то зависает в финале и полгода не может дописать несчастный эпилог. А кто-то даже писать не начинает – мусолит в мыслях, обдумывает на десять раз давно готовые эпизоды и никак не может решиться приступить к работе.

И здесь тоже одна панацея — понять, зачем и для чего. А еще – не лениться. Кроме мучительного «кому нужен этот бред» закончить мешает банальная лень. Лень обдумывать и разбирать историю по косточкам, лучше сериал посмотреть. Лень загонять себя каждый день за компьютер и писать хотя бы пару страниц в сутки. Придумывать – да, интересно, а вот записывать, создавать текст – это уже работа. А работать мало кто любит. А надо, если хочется завершить начатое.

А бывает, что нет ни времени, ни сил. Или есть, но мало – быт сжирает все время, и «расталкивать» себя на час страданий над текстом кажется бессмысленным. А теперь спросите себя – бессмысленно ли? Если так, то зачем себя мучить? А если нет?.. В таком случае я советую одно – приведите в порядок свою жизнь, проанализируйте временной график, откажитесь от чего-то, например, от сидения в соцсетях. И у вас появится еще час, а то и два, на творчество.

4. Что делать с «холодильником» идей?

Как я уже однажды говорила, «холодильники» (временно замороженные) и «кладбища» историй (то, уже давно покрылось пылью, забылось и никогда не напишется) есть у всех. У всех! И с ними нужно постоянно работать, ведь переизбыток информации часто стопорит писательский процесс, перебивает «аппетит» к тому, что пишется.

Да, всех историй не напишешь, как и всех денег не заработаешь. Поэтому первым делом в накопленном нужно «прибраться» – завести на каждую историю блокнот, сложить шпаргалки в одну папку, перепечатать, составить творческий каталог.

Так, допустим, есть «холодильник» – то, что временно отложено в сторону. И если там рассказы или стихи, то ими можно заниматься между написанием романа – отвлекаться полезно. Или – встроить сцену и образ из ниоткуда в основной роман. Или – просто вдохновляться и стимулировать себя – дескать, закончу одно и перейду к следующему, ибо отсутствие «продолжения» творчества порой губительно.

Далее – «морозилка»: большие романы, которые ждут своего часа, сборники рассказов или… А в морозилке ничего не портится, да. И однажды вы будете размышлять о том, за что бы взяться, а оно есть, нужно только достать, обдумать и применить по назначению.

А есть, к сожалению, «кладбища» – то, что лежит в «морозилке» годами и не подает признаков жизни. Такое можно смело выбрасывать – и из папок, и из головы. И не жалеть. Как мы расстаемся с вещами, которыми не пользуемся, чтобы не захламляли квартиру, так прощаемся и с ненужными идеями. Или, в конце концов, ее можно подарить другому – тому, кому писать не о чем.

5. О чем писать – очередная беда.

Автор данной статьи, честно, ненавидит этот вопрос до глубины души, ибо страдает забитыми до отказа «холодильником», «морозильником» и тихо вздыхает порой над «кладбищем» идей. Но когда-то и меня мучил данный вопрос. Бывало, я специально оттягивала дописывание очередного творения, не имея новых идей и боясь ставить точку, ведь после нее начиналась пустота.

Проблема однако решилась очень просто и сама собой – я начала извлекать идеи из того, что писала – из эпизодических образов, которые получались интересными, но не находили пространства для маневра, из легенд, из случайных цепляющих фраз… А потом процесс перекинулся на другие источники информации – книги, фильмы, окружающий мир. И идеи посыпались, как из рога изобилия.

Чтобы знать, о чем писать – чтобы идеи приходили постоянно, нужно быть открытым. Любопытным. Неленивым. Внимательным. Нужно читать, смотреть, учиться, наблюдать и интересоваться – древними цивилизациями и культурами, языками, оружием, историей, природой… чужими мирами. А вместе с интересом появится и ответ на извечный вопрос.
Через неделю продолжим рассказ об основных проблемах профессии писателя.

Следите за обновлениями!

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.