Ошибки начинающих авторовПисательство – это путь практика. Можно получить профильное образование, можно начитаться учебной литературы и полезных статей, но когда дело доходит собственно до дела, теоретические знания помогают не всегда — пробираться через дебри информации в процессе написания и параллельно использовать теорию сложно, особенно если нет опыта. И начинаются ошибки. И эти ошибки – порой неосознанные – сбивают с толку и останавливают работу. Поэтому о них важно знать – это как раз та теория, которая сопряжена с практикой и помогает в работе над историей.

Поговорим о них подробнее.

Ошибка первая: «Главное – идея!», или отсутствие предварительной работы.

Есть пара героев, есть пара приключений, есть смутное видение мира. И есть интерес и вдохновение. Однако этого мало. Отсутствие продуманного сюжета, внятной идеи и закрученной интриги, проработка героев и конфликтов «на ходу» чреваты пустым текстом и «водой» — лишними событиями, никоим образом не влияющими на сюжет. И даже экшен с романтикой «водянистую» книгу не спасут без изменения сюжета.

Конечно, досконально все заранее проработать сложно, но частично – можно: выстроить путь героев до начала книги, придумать три-четыре ярких сюжетных события, которые изменят ход истории, развернуть конфликт и найти «перчинку». В длинную романную историю, как в многодневный поход, нужно идти с солидным «багажом» и с картой местности, а не надеяться подобрать все факты по пути.

Сборник статей Работа над книгой
Сборник статей "Работа над книгой"

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

 

Ошибка вторая: «История происходит во Франции, хотя я там ни разу не был…», или ошибка незнания.

Очень многие, заражаясь фильмом или книгой, начинают писать о том, в чем совершенно не разбираются. О космосе и космических кораблях, о бравых воинах и славных драках, о большой и чистой любви с постельными сценами. И при этом первые ничего не знают о физических законах космоса и полный ноль в технике, вторые ни разу не держали в руках меч и штурмы крепостей видели только в голливудских фильмах, а у третьих ни разу не было ни любви, ни секса. Однако достоверно написать о том, в чем вы не разбираетесь, о чем знаете из фильмов или понаслышке, невозможно. А достоверность важна, иначе читатель в историю не поверит.

Как написать книгу правильноПоэтому первую-вторую книгу, чтобы набить руку, нужно писать с применением личного опыта. Даже если он сводится к зависанию в компьютерных играх – чем не начало для истории в жанре литРПГ? А уж если беретесь писать о средневековье, то придется изучить «матчасть», чтобы воссоздать быт и нравы народов. И в руках, кстати, меч, подержать придется, и верхом на лошади прокатиться не помешает.

Ошибка третья: «Здравствуй, дорогой дневник!..», или беды и несчастья автора, а также желание поплакаться, рассказать о себе любимом или поучить жизни.

Факт, но личность автора в истории никому не интересна. А начинающие авторы частенько выпячивают собственное «я» в виде сверхкрутого и непобедимого героя, сверхсексуальной и неотразимой героини. И такие картонные, без изъяна и недостатков, герои, тоже неинтересны, ибо лишены жизни. И размышления-поучения – тоже. И авторские мечты и беды – тоже. Читателям нужны интересные и захватывающие истории, живые герои с достоинствами и недостатками, а не перечень авторских чаяний и переживаний. И книги пишутся для читателей – и для их развлечения или отвлечения, а не для «поплакаться», «покрасоваться» и так далее.

Ошибка четвертая: «Обожаю Средиземье!», или неуёмное подражательство.

Воровать – нехорошо, да. Конечно, все работают с шаблонами и тащат образы отовсюду – и из мифологии, и из легенд, и из чужих книг, но слишком явное заимствование и подражательство указывает на скудную авторскую фантазию. И уж если брать знакомые образы и интересные сюжетные повороты, то потом привносить в них свое – и не просто использовать, а с умом. И уж если подражать, то не больше чем в паре книг, пока идет наработка опыта. И побольше выдумывать и использовать своего.

Ошибка пятая: «Не пишу сегодня, нет вдохновения», или ожидание подходящего времени.

…которое случается крайне редко. И вожделенного вдохновения можно ждать неделями, месяцами, а то и годами. А ведь писать, как замечал Стивен Кинг, нужно каждый день. Хоть по страничке, хоть по абзацу. Простая математика: если писать каждый день, то через месяц у вас будет 20-30 страниц текста, а если ждать вдохновения, то не будет ничего. Конечно, загнать себя за компьютер порой ужасно трудно, но если история вам по-настоящему интересна, то рано или поздно именно это – неподдельный интерес к истории – и станет тем, что называется вдохновением.

Ошибка шестая: «Пишу свое и поэтому не читаю чужого», или боязнь сбиться с ритма.

А также – увлечься чужой эпопеей и потерять связь со своей историей. А также – нежелание терять «писчее» время на чтение. А также…

Ничего не читать в процессе работы – это очень большая ошибка. Книги – особенно качественные и классические – это замечательная мастерская. Именно в чужих историях можно найти интересные сюжетные ходы, отследить построение сюжетов и конфликтов, развитие интриги и образов персонажей. Не говоря о том, что имплицитно – подсознательно – мы усваиваем нормы морфологии и грамматики и учимся писать грамотно.

И, кстати, возвращаясь к предыдущему пункту, в книгах можно найти вдохновение: порой одна удачная фраза становится идеей, которая выведет из ступора, подскажет следующий ход и натолкнет на неожиданную мысль.

Ошибка седьмая: «Моя история – что хочу, то и творю», или работа без будущего для романа.

Конечно, если вы пишете, чтобы «выплеснуться» — вытащить историю наружу, не претендуя на большее, то да, ваше право писать, как пишется и делать все, что угодно. Но если вы планируете выставлять роман на всеобщее обозрение в Сети на литсайтах, продвигать и продавать, если планируете издаваться, то придется учитывать запросы рынка и аудитории. И выдерживать жанр. И подстраиваться.

Кстати, в августе мы будем подробно разбирать, как работать с читательской аудиторией и анализировать книжный рынок, на мастер-классе «Хочу стать писателем: начало начал». И не только ее. Если хотите вступить на писательский путь, не совершая глупых ошибок и не теряя лишнего времени, приходите! Обещаю, будет интересно!

Да, и бронируйте место заранее — группа ограничена.

С другой стороны, можно написать так, как хочется и видится, а потом как следует переработать черновик под издательские требования, но это безумно тяжелая работа. И уж лучше сразу решить – для себя или для читателей, в стол книга или для публикации.

Ошибка восьмая: «В хозяйстве все сгодится», или попытки использовать весь материал.

Когда писатель приступает к работе, у него всегда имеется исходный материал – заметки по образам героев и миру, примерный план (или хотя бы список) сюжетных ходов, зарисовки эпизодов. И все, до последней точки, хочется использовать. Чтобы ни одного рожденного в муках слова не пропало втуне. Однако… это фантастика. На практике история развивается иначе, чем в воображении, и меняются старые образы, и появляются новые, добавляя сюжетных деталей. И оказывается, что часть исходного материала уже не подходит. И впихивать его – губить историю.

Конечно, жаль – очень жаль – наработанный материал. Но если он не вписывается в историю, от него надо отказываться. У автора данной статьи таким образом «пропадает» две трети исходного материала, хотя поначалу кажется, что он железно «встанет» в текст. Однако свою миссию материал выполнил – помог сформировать образы, осветил мир и прояснил идею, задал сюжетное направление, вдохновил самого автора на подвиги, заразив нужным настроением. И его надо… отпускать, не жалея.

Ошибка девятая: «А вдруг не…», или череда страхов.

А вдруг не получится, а вдруг не понравится, а вдруг не закончу, а вдруг не будет новых идей, а вдруг… И все эти «авдруги» сбивают с толку, стопорят работу и порой расстраивают до крайности – до желания бросить начатое или похоронить в столе написанное.

Не вестись на них – очень сложно даже писателям состоявшимся, не говоря уж о начинающих. Однако, возвращаясь к простой математике, если поддаваться страхам, то время и силы будут уходить в пустоту, а не в работу. Да, панацеи от страхов нет — каждый вырабатывает свой алгоритм, но вот выработать его нужно как можно скорее, едва страх явит себя. Это сложно, но возможно.

Ошибка десятая: «А продолжение так и просится… наверно», или работа с одной историей в десяти книгах.

Кто-то скажет, что это не ошибка, однако. Авторов качественных эпопей, в которых последующие книги не были хуже предыдущих, не выглядели высосанными из пальца, очень мало. И уже если писать эпопеи – то заранее ее планировать и дробить масштабную идею на мелкие звенья. И уж если работать с одним миром – то использовать разных героев, другие интриги и конфликты, избегая однотипности. И тем более не писать продолжение только потому, что читатели просят, или потому, что страшно браться за новый мир. Или потому, что нет новых идей.

Продолжение ради продолжения — пустая трата времени. И клеймо «автора одной книги» мало кого красит. Да и чем разнообразнее творчество, чем больше новых идей и других миров, тем больше возможностей заявить о себе и заинтересовать своими историями и читателей, и – чем черт не шутит? – издателей.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.