Какой рассказ отправить на конкурсУчастие в литературных конкурсах – очень полезный опыт для любого писателя, и для новичка, и для состоявшегося автора. И если последние обязательно знакомятся с условиями и пишут не только от души, но и для пользы дела – для пиара («мелькнуть и заинтересовать»), для совершенствования (жюри пишут обзоры по рассказам, «обзирая» достоинства и недостатки), то новички… Те, кто только-только начинает писать (или пишет давно, но в конкурсах прежде не участвовал), совершают массу ошибок в работе над конкурсным рассказом, и в итоге их творение не проходит даже преноминацию, часто оставаясь без обзоров, незамеченное и не раскритикованное.

В свое время автор данной статьи честно «отжюрила» свое в трех литконкурсах – в одном глобально, от преноминации (начального этапа отбора работ) до финала, и в двух – только в финальной десятке. И имеет, что сказать.

Для начала — вкратце структура конкурсного отбора:

1) преноминация – это «общий котел», куда стекаются все рассказы, которые потом распределяются по группам. Из преноминации обычно вылетает то, что явно не соответствует завяленным условиям конкурса;

2) групповой этап – середина конкурса. Здесь оценивается текст – грамотность, читабельность, строгое соответствие заявленной теме и ее внятная подача, соблюдение структуры «завязка – кульминация – развязка», развитие интриги и острота конфликта, образы героев и т.д. По итогам формируется десятка-двадцатка финалистов;

3) финал – собственно, подведение итогов и определение победителя и призеров.

Итак, каким должен быть конкурсный рассказ:

1. Соответствующим заявленным условиям конкурса.

Внимательно изучите требования. Бывает, человек увидел название конкурса, сказал «О, моё!», написал рассказ и подал заявку на участие. А потом выясняется, что он превысил объем, указал не тот жанр, пришел под своим ФИО, а конкурс анонимный, неверно понял тему и т.д. Особенно часто из преноминации вылетают из-за объема, жанра (например, вместо фэнтези выставляют мистику) и количества рассказов. Некоторые пишут 3-5 рассказов и радостно их выкладывают там, где принимается два. В итоге участник вылетает со всеми рассказами без объяснения причин.

Конкурсные правила – даже если они представляют собой длинную «простыню» из двадцати пунктов и пятидесяти подпунктов, — написаны не для того чтобы «было», а для того чтобы конкурсант прошел в групповой этап.

И, конечно, рассказ должен соответствовать заявленным условиям в целом – то бишь быть рассказом. С интригой, конфликтом, прорисованным в общих чертах миром, изменяющимся героем и композицией «завязка – кульминация – развязка» как минимум. Плюс – соответствие теме конкурса и срокам участия.

2. Грамотным.

Суперидея рассказа так и останется непонятой, если жюри будет спотыкаться о «ться» вместо «тся» и миллион запятых, расставленных на всякий случай, если он будет судорожно размышлять над пропущенными словами или хохотать над страхом, от которого волосы стынут в жилах.

Конкурсный рассказ должен быть:

  • вычитан вообще;
  • вычитан вами на десять раз;
  • вычитан друзьями, помощниками, читателями, рецензентом за плату в конце концов.

Он должен быть настолько грамотным, что случайная ошибка или останется незамеченной, или ее простят за неимением остальных.

Когда я оценивала рассказы, то исходила из того, что 95 процентов ошибок найдешь, но пять – ускользнут от внимания. И если три-четыре ошибки я «прощала», то потом начинала отнимать баллы. И интересный, но насквозь безграмотный рассказ получал «7» и «6» вместо «9» или «10». И дело не в моей привередливости. А в том, что русский писатель – или тот, кто стремится стать русским писателем, — должен знать свой родной язык, хотя бы на оценку «хорошо» и те самые пять процентов ошибок.

Плюс ко всему, если рассказ будет грамотным, то в обзоре жюри укажут на композиционные недочеты, на плюсы-минусы рассказа в целом. А при наличии миллиона ошибок, вам так и скажут – учите русский язык, учитесь писать грамотно, а потом и в конкурсах участвуйте.

3. Перспективным.

Вы должны понимать, почему участвуете в конкурсе, какие цели преследуете – и конкурсный рассказ должен вести вас к этой цели. Попробовать силы и пройти хотя бы в группу? Пройти групповой этап и получить обзорную рецензию от жюри? Выйти в финал и – чем черт не шутит? – победить или попасть в призы?

Чем серьезнее цель, тем серьезнее должна быть и работа над рассказом. И, конечно, он не должен быть «отписочным» — а таких рассказов я встречала очень много. Человек увидел объявление о конкурсе, ознакомился с темой, написал два абзаца – типа рассказ, да – и заявился участвовать. По принципу «хотя бы узнают о моем существовании и разделе в Сети».

Когда я судила в первом своем конкурсе, его ведущий сказал четко: в группе нужно обязательно расставить оценки от 1 до 10. Я запереживала – я же сама писатель, как ставить единицу за работу, если автор старался, придумывал, писал? А потом взялась читать рассказы своей группы… и без угрызений совести оценила пять рассказов из 33 на единицу. Ибо. Десять безграмотных предложений – это не рассказ, а та самая отписка, ради «чтобы меня заметили». Да, заметили. Поставили единицу и забыли. А рассказ должен заинтересовать. Увлечь. Зацепить. И пусть он не пройдет в финал, зато вас запомнят, найдут в Сети и буду читать.

4. Живым и эмоциональным.

Жюри – тоже люди. И мы оцениваем не только объективно – глубину конфликта и наличие интриги, яркость образов и количество ошибок, но и субъективно — да, просто понравилось. Подача информации понравилась. Стиль легкий понравился. Но главное – «переживательность» рассказа понравилась.

И в моих группах были эмоциональные рассказы, читая которые я забывала об оценках. Я забывала, что являюсь жюри, и погружалась в историю, а потом понимала, что не хочу оценку ставить. Не хочу, и все тут. И не хочу искать недочеты. Но приходилось. И такие рассказы, с итоговыми 7 и 8 после строгого разбора, я потом своим судейским решением протаскивала в финалы (иногда у жюри есть такое право). Просто потому что понравились.

Как написать рассказ для конкурса5. Запоминающимся.

То есть – иметь авторскую фишку, которая выделит рассказ из группы тематически похожих историй. Фишкой может быть что угодно – необычный образ персонажа, сюжетный поворот, композиция, стилистика, трактовка темы. И особенно она пригодится в финале. В преноминации и на групповом этапе довольно, чтобы рассказ был грамотным и качественным, а для финала необходима заметная деталь. Да и в целом – чтобы привлечь и удивить жюри и читателей – фишка лишней точно не будет.

И, резюмируя, добавлю: участие в конкурсе – не только «поход за отзывом и критикой», но и пиар-кампания. Поэтому отнеситесь серьезно к продукту, то бишь рассказу, который будет представлять вас и ваше творчество. Да-да, именно так – не только вы «рассказываете» на конкурсе историю, но и история рассказывает конкурсной аудитории о вас. Так напишите рассказ, который покажет вас с самой лучшей стороны, заинтересует читателей и сформирует (или расширит) вашу читательскую аудиторию.

 

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены Законом РФ об авторском праве и смежных правах от 09.07.1993 № 5351-1.
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.